M2m что это такое
Перейти к содержимому

M2m что это такое

  • автор:

Что такое M2M

Принятие решений и производительность ИТ-инфраструктуры все чаще зависит от так называемых межмашинных взаимодействий. Рынок таких услуг активно развивается в последние годы и, по предположениям экспертов, вырастет на треть уже к концу следующего года. Мы движемся к тому, что аналитика и искусственный интеллект будут полностью контролировать инфраструктуру компаний.

Очень часто технологию M2M путают с IoT, однако у межмашинных взаимодействий есть несколько ключевых отличий от интернета вещей. Давайте разбираться, в чем заключается суть технологии и в каких случаях она применяется.

Подробнее о понятии

отслеживание на карте

M2M, или Machine-to-machine – это современная информационная технология, в основе которой лежат принципы взаимодействия двух или более объединенных устройств. Причем коммуникация может строиться на проводной или беспроводной связи. Это позволяет обмениваться данными в одно- или двухстороннем направлении, а также отслеживать новые сведения через единую систему.

Примером такого взаимодействия может быть передача данных между терминалом для оплаты картой и банком. Также M-to-M часто используется в различных промышленных, производственных и даже медицинских областях. Передача данных M2M зачастую обеспечивается при помощи интернета, что позволяет упростить множество процессов, начиная от оплаты покупки и заканчивая выполнением сложных производственных операций.

Технология такого взаимодействия появилась более 30 лет назад. Изначально она была реализована в бизнес-сфере и использовалась для трекинга коммерческих автомобилей. Однако долгое время методика находилась на том же уровне, а ее активное развитие началось только в начале 2010-х.

М2М оказывает сильное влияние на современный бизнес: с его помощью обеспечивается связь между компьютерами внутри компании, что позволяет собирать огромные массивы данных. Это необходимо для решения различных задач:

Сбор информации о происходящих процессах.

Оптимизация цепочки поставок и взаимодействия с партнерами.

Отслеживание активов компании.

Обеспечение грамотного обслуживания оборудования.

Технология M-to-M настолько распространена, что в том или ином варианте используется практически на 7 млрд устройств. Среди целей внедрения межмашинного взаимодействия можно отметить стремление к оптимизации уже используемых технологий и повышение их эффективности. Кроме этого, М2М позволяет привнести конкурентные преимущества в уже существующие продукты и одновременно с этим повысить качество сбора информации от пользователей. Также технология является основой для активного внедрения машинного обучения и искусственного интеллекта.

Примеры использования M2M

связь между устройствами

В нашей стране межмашинное взаимодействие появилось в начале века, когда стали массово использоваться терминалы для оплаты, оснащенные специальными модемами и работающие на системах GPS и Glonass. В последующие годы количество платежных терминалов только увеличивалось, а методика машинного взаимодействия стала использоваться в других сферах экономики.

Сегодня технологию М2М можно встретить в системах безопасности и различных устройствах навигации. В промышленной отрасли решение используется на автоматизированных системах контроля, а в сельском хозяйстве – позволяет автоматизировать процессы сбора урожая или доставки различной продукции.

Расскажем о пяти сферах, где межмашинное взаимодействие достигло широкого распространения:

Автомобильная телеметрия. Именно с этого началось активное развитие технологии во всем мире. Сегодня автопроизводители предлагают покупателям возможность подключения к интернету. Это позволяет отправлять сведения о состоянии транспортного средства и отслеживать возникающие ошибки. Благодаря этому производители могут совершенствовать будущие модели или дорабатывать уже выпускающиеся авто. Значительно повышается безопасность вождения, так как удается предотвратить аварии, связанные с внезапными поломками.

Учет материальных активов. Многие компании уже внедряют интеллектуальные средства, которые отслеживают активы. В особенности это касается предприятий в отрасли грузоперевозок или организаций с большим автопарком. Внедрение модели M2M позволяет отслеживать местонахождение транспортных средств за счет использования недорогих GPS-трекеров. Сведения поступают в режиме реального времени, можно отследить не только перемещение авто, но и собрать полезные данные о среднем времени пути, расходе топлива и т. д.

Системы управления поставками. Цепочки поставок компании могут быть очень сложными и включать в себя много уровней взаимодействия, поэтому для их составления применяются различные M-to-M решения. Например, сканеры штрихкодов, автоматические системы управлениями запасами, GPS-трекинги и многое другое. За счет таких технологий сегодня работают крупные маркетплейсы, которые обеспечивают отправку товаров в пункты выдачи в различные города и регионы. Также подобные решения внедряются на различных торговых предприятиях. Это позволяет отслеживать сырье или товары, проверять запасы и готовую продукцию по мере прохождения через различные стадии производства и продажи.

Интеллектуальные счетчики. В эту категорию можно включить различные приборы учета, которые позволяют отслеживать потребление электроэнергии или другие показатели в режиме реального времени. В последние годы такие приборы устанавливаются даже в многоквартирных домах – многие счетчики автоматически передают данные в управляющую компанию в расчетный период.

Носимые технологии. M2M устройства стали распространены как никогда. К ним можно отнести смартфоны, фитнес-браслеты и другие девайсы, которые отправляют данные о физической активности или других показателях пользователя. Кроме этого, к межмашинной коммуникации можно отнести push-уведомления и прочие сообщения, которые пользователь получает на свой телефон.

Различия M2M и IoT

вендинговый аппарат

Очень часто M2M путают с интернетом вещей: конечно, это взаимосвязанные понятия, однако между ними есть серьезные отличия. Интернет вещей включает в себя M2M-коммуникацию, так как связывает различные устройства между собой. Однако на этом IoT себя не исчерпывает. Не стоит забывать, что взаимодействие между двумя устройствами может происходить без использования интернета (например, в случае с телевизором и телестанцией).

IoT включает в себя различные каналы связи, устройства и различные методы передачи данных между ними. M2M считается не таким глобальным понятием, так как оно затрагивает только коммуникацию между двумя или несколькими устройствами. То есть интернет вещей – более широкий термин, включающий в себя и все межмашинные взаимодействия.

Обе технологии существуют в тесной взаимосвязи. Примером может стать следующее:

Производственные станки с функцией передачи информации являются объектами IoT, а передача конкретной информации о температуре, давлении или поломках относится к системе M2M.

Камеры с функцией распознавания лиц – это тоже объекты интернета вещей, но при передаче информации и включении сигнализации происходит межмашинный обмен.

Вендинговые автоматы могут в автоматическом режиме сообщать о том, что закончились какие-либо товары или бумага для чеков. Обмен информацией также относится к сфере M2M, а сами автоматы являются объектами IoT.

Продолжать этот список можно практически бесконечно. Взаимодействие между машинами требуется везде, где нужно проанализировать много данных или автоматизировать процесс, чтобы исключить человеческий фактор.

Стандартизация связи M2M

В последние годы предпринимаются активные попытки стандартизировать устройства M2M и создать единые требования для такой коммуникации. На сегодня взаимодействие машин обеспечивается как безлицензионными (используются LPLA и LPWA), так и лицензируемыми частотами (Cellular M2M). Для второй категории используются частоты, предоставляемые операторами сотовой связи. При этом применяются различные методы передачи данных, которые зависят от конкретного случая и устройств передачи.

Большинство машин передают данные при помощи сигнала 2G, который относится к категории лицензируемых частот. Такие сети передают небольшой объем данных, однако имеют обширную зону действия.

Сегодня попытки создания международного стандарта передачи данных M-to-M предпринимаются как международными институтами стандартизации, так и коммерческими организациями. Однако их нельзя назвать успешными, так как единый стандарт не разработан до сих пор, несмотря на активное совершенствование технологии и ее распространение по всему миру.

Перспективы развития

связи

Развитие межмашинных взаимодействий активно продолжается и в наши дни. В последние годы работы ведутся над улучшением функциональности устройств и повышением надежности связи. В дальнейшем ожидается, что появится способ стандартизировать способы связи и значительно упростить любые M-to-M-действия.

Пока же решения М2М развиваются в тесном контакте с интернетом вещей. Многие эксперты говорят о том, что перспективы развития machine-to-machine не имеют границ и в ближайшие годы технология станет активно использоваться во всех бизнес-сферах.

Несмотря на ситуацию последних лет, М2М-технологии в нашей стране по-прежнему развиваются большими темпами. Ожидается, что количество используемых в России М2М-устройств к 2025 году составит более 40 млн. В основном эти показатели будут достигнуты за счет корпоративных заказов и государственных программ.

Если говорить о наиболее перспективных направлениях развития, то можно выделить следующее:

Транспорт. Продолжится активное внедрение мониторинга и управления коммерческим автопарком. Кроме этого, процесс затронет и транспорт для личного пользования: предполагается расширение встроенных систем информационно-интеллектуальных услуг.

Инженерная инфраструктура. Межмашинные взаимодействия будут активно внедрятся в системы вентиляции, кондиционирования и холодоснабжения. Это позволит увеличить эффективность установок и добиться лучших показателей энергосбережения.

ЖКХ и энергетика. Технология M-to-M пока мало затронула эту сферу, однако эксперты полагают, что именно управление жилищно-коммунальным хозяйством в ближайшие годы будет серьезно модернизировано.

Надеемся, что вы разобрались в том, что такое М2М и почему этой технологии уделяется так много внимания. Последующее развитие межмашинных взаимодействий позволит снизить стоимость их внедрения и значительно повысить эффективность использования. А значит стоит ожидать, что M-to-M станет неотъемлемой частью нашей жизни.

15 главных вопросов о том, что такое M2M и почему это интересно каждому

15 главных вопросов о том, что такое M2M и почему это интересно каждому

Если вы из тех, кто уверен, что человечество вымрет в тот момент, когда холодильники с автомобилями научатся запросто вступать в преступный сговор против своих хозяев, то у нас для вас есть две новости. Плохая и хорошая. Плохая заключается в том, что чисто технически возможности для этого уже практически есть. Любые устройства могут быть оборудованы доступом в интернет и обучены передавать данные в сеть без человеческого участия. Хорошая новость – благодаря этому самому взаимодействию устройства с устройством (M2M, то есть Machine-to-Machine, «машины-с-машиной») мы с вами сможем жить комфортнее, качественнее и безопаснее, и машинам предстоит сделать еще немало добрых и полезных вещей, прежде чем у них появится время и возможности для того, чтобы взбунтоваться, как пророчат нам классики фантастики.

Кое-какие возможности M2M доступны уже сегодня, причем даже в Украине. Кое-какие интересные кейсы применяются в других странах, но легко могут быть внедрены и у нас. Кое-что, конечно, все еще находится в стадии идей и задумок, но будущее надвигается так стремительно, что даже идеи уже не за горами. Мы в редакции задались вопросом, что уже происходит в мире, где машина научилась общаться с машиной, и вот что выяснили.

1. Что такое M2M и зачем мне об этом знать?

M2M, оно же межмашинное взаимодействие, оно же M2M телеметрия, вездесущая Википедия определяет как «общее название технологий, которые позволяют машинам обмениваться информацией друг с другом, или же передавать ее в одностороннем порядке». На бытовом уровне это могут быть счетчики, которые передают данные об использованных электричестве или воде напрямую в организацию, предлагающую услугу, минуя вашу беготню на лестничную клетку или под ванную за актуальными данными и специально обученных «бабушек», которые раз в какой-то период проверяют, чтобы вы не обманывали ЖЕК. На уровне общества – это возможность отслеживания движения автобусов, дополнительная плетка для таксиста, чтобы тот не гонял со скоростью 120 км/ч по городу, распугивая школьников и собак, это актуальная информация о состоянии лифтов в жилых домах. На уровне бизнеса – это контроль за работой всех объектов корпорации. На уровне промышленности – это мониторинг и своевременное исправление проблем на производстве. И многое другое, на чем мы подробнее остановимся дальше.

2. То есть это «интернет вещей»? Или «интернет вещей» – это M2M? Или это вообще все разное?

Сегодня развелось такое количество терминов на тему «умных» машин, которые лелеются различными вендорами и провайдерами услуг, что порой сам черт ногу сломит в том, кто кому интернет и что вообще для чего.

Начнем с того, что есть два параллельно существующих термина-синонима – «интернет вещей» (продвигается Intel) и «всеобъемлющий интернет» (детище Cisco, менее прижившееся в нашем массовом информационном пространстве). Это такое глобальное понятие, которое охватывает и мир устройств, способных взаимодействовать без человека, и мир оборудования (различных чипов, например), необходимых для реализации возможности этого общения), и технологии, протоколы, стандарты, и каналы связи. «Интернет вещей» – это Big Data, к которой лучшие умы и бизнесы современности только ищут подход для вычленения полезной информации.

M2M (для простоты понимания и сокращения объемов текста остановимся на этом термине) – это часть «интернета вещей» или «всеобъемлющего интернета». То, что касается подключенных устройств и ассоциированных с этим приложений, готовых программных и аппаратных решений, архитектур, конкретных структурированных данных, которые имеют конкретного владельца, который эти данные анализирует.

Мне на ум приходит ассоциация с литературным произведением, у которого есть тема и идея. Идея – это то, что хотел сказать автор, тема – каким образом он донес свою мысль. По аналогии «интернет вещей» – это о том, что подключено к сети, M2M – это как подключено, то есть конкретные инструменты.

Если заземлиться в конкретные цифры, то «интернет вещей» сегодня объединяет около 9 млрд устройств, подключенных друг к другу разным способом. 6% этих устройств используют операторскую инфраструктуру, остальные – другие типы подключения, например, радиорелейную связь, кабель и т.д.

Предполагается, что к 2020-му количество устройств в «интернете вещей» достигнет 23 млрд. Из них около 8% будут подключены при помощи обычной сотовой связи и еще около 11% при помощи нового стандарта LPWA, разработка которого в данный момент ведется 27 ведущими операторами мира, а также вендорами и производителями микросхем и оборудования для мобильных сетей. Этот стандарт подразумевает возможность передачи данных на большие расстояния и при этом низкое энергопотребление. Бытует мнение, что его внедрение приведет к взрывному росту M2M в частности и «интернета вещей» в целом.

3. Смарт-браслеты, часы, холодильники, «умные» счетчики – это все тоже M2M? Или это «интернет вещей»?

В потребительском сегменте, в масс-маркете, M2M – это как раз носимая электроника, медицинское оборудование, крупная бытовая техника, такая как холодильники, мелкая бытовая техника и даже совсем не техника. В связи с последними вспоминается интересный кейс с «умными» домашними фильтрами для воды, которые умеют оповещать производителя, когда пора менять кассету. В целом, многие производители электроники и бытовой техники работают в направлении «умной» техники. Но само понятие «умный» не указывает сразу на M2M. Есть устройства (и это большинство браслетов, например), которые подключаются к смартфону через Bluetooth и управляются через приложение. Это не M2M. M2M – это когда у устройства есть собственный чип или подключение к интернету другим способом для передачи данных, и передача эта происходит автоматически, без волшебного пинка со стороны пользователя.

4. А мобильные операторы тут причем?

M2M появился задолго до массового распространения передачи данных и даже до GPRS. Но внедрение и распространение доступных тарифов на мобильный интернет через GPRS позволило удешевить M2M и расширить сферу применения. Сегодня это очень перспективная технология.

Ранее, например, звонок из застрявшего лифта в диспетчерскую также осуществлялся при помощи аналоговой связи.

Многие данные вообще мониторились людьми.

У банков была возможность подключать свои терминалы только кабелем. Оптическим, медным, радиорелейным. Это все было крайне дорого – построить «последнюю милю» физическую, протянуть кабель к каждому банкомату. Поэтому они начали смотреть в сторону альтернативных решений. Первое время на GSM как замену кабелю смотрели с опаской из-за вопросов безопасности. Но GSM сама по себе достаточно безопасная связь, да и банки дополнительно шифруют соединение на всех уровнях. Например, когда вы платите в POS-терминале карточкой и таким образом отправляете данные о своих паролях, шифрование осуществляется на всех уровнях. То есть риска для банков нет, то же самое и с GSM-связью, и банки сейчас пришли к тому, что около 60% подключений банкоматов (в Украине) происходит через карточку оператора. Это дешевле, быстрее, это безопасно.

5. Значит, банкоматы уже такие умные, что сами себе деньги могут заказывать по телефону? А еще что интересного?

Да, действительно, украинские (а уж западные банки – тем более) не настолько богаты, чтобы нанимать бабушек с блокнотиками, которые будут проверять количество купюр в банкоматах и приносить свои данные в отделения, откуда потом будут отправляться инкассаторы. Но банки – не единственные пользователи M2M.

В автомобилях тоже есть тренд к тому, чтобы те были подключены к сети. В Украине это пока не работает, даже если вы привезете с собой машину с SIM-картой из-за границы. Но оператор AT&T, например, позволяет оснащать картой свой автомобиль, раздавать через нее Wi-Fi в салоне, подгружать данные о состоянии на дорогах, прокладывать маршрут, подгружать какой-то развлекательный контент. Если случается ДТП, то автомобиль сразу подает сигнал в соответствующую службу без человеческого участия. Технические узлы современного «продвинутого» автомобиля также мониторятся на предмет выявления проблем при помощи сети. Датчики говорят о том, что пора, например, масло поменять или в шинах давление измерить. Учитывается состояние дорог и многих других вещей. Все это есть и будет развиваться дальше.

Автомобиль будущего: и швец, и жнец, и Wi-Fi-точка доступа

В Европе вообще законодательно обязали оборудовать системой eCall все автомобили. ECall – это цифровой звонок, сигнал, который передается автомобилем куда надо в случае ДТП.

Это позволяет всем службам, которые необходимо задействовать в таком случае, быстро отреагировать на вызов, спасти жизнь. В России это же самое осуществляется при помощи GLONASS. В Украине пока ничего подобного нет. Но такие решения позволяют стране иметь свой собственный огромный массив данных (Big Data), который можно использовать, чтобы понять, какие автомобили, где и когда попадают в ДТП. Кроме того, это важно для спасения жизней и обеспечения безопасности на дороге, ведь в экстренных ситуациях счет идет на минуты.

Еще интересный момент, связанный с M2M в автомобилях. У крупных операторов, таких как AT&T, Telefonica, есть международные альянсы. В рамках этих альянсов есть договоренность, что есть некая одна глобальная SIM. И эта глобальная SIM работает в сетях операторов-партнеров как в родной сети, без дополнительных роуминговых затрат. Это очень важно для сегмента автотранспорта, когда, например, машина может быть произведена в Японии, а в итоге она приезжает в Германию. Или наоборот. Везде эта карточка операторов альянса должна работать так, чтобы пользователю не пришлось вникать в то, как ее заменять в поездках в другую страну. Есть порталы, есть платформы, которые позволяют производителю управлять этой карточкой, и девайсом. И активировать ее только тогда, когда она (в машине) дошла, например, до места назначения. И менять оператора, если вдруг по каким-то причинам оператор не подходит. Например, из-за проблем со связью. Эта карточка в таком случае умеет переходить в сеть другого оператора просто на лету.

Cледующий сегмент – финансы. M2M активно используется в платежных терминалах.

Если говорить об Украине, то конкретно на нашем рынке всплеск в сегменте платежных терминалов произошел в 2013 году, когда законодательно было прописано обязательство передавать данные о кассовых операциях в налоговую (кстати, у нас есть интересный материал о том, как госрегулирование влияет на телеком-отрасль в целом) онлайн. Владельцы тех терминалов, которые физически не могут быть подключены к проводу или к Wi-Fi, имеют только один выход – подключать их при помощи GSM-карточки. У бизнеса появилась необходимость покупать модемы к своим кассовым терминалам, чтобы передавать данные. Поэтому этот сегмент моментально увеличился. Влияние на законодательном уровне здесь было одним из ключевых.

M2M применяется и в такой важной для Украины сфере, как сельское хозяйство. Если говорить о конкретных кейсах, то, например, одна из украинских сельскохозяйственных компаний закупила большую партию современных очень дорогих тракторов. Теперь ей важно следить за тем, чтобы тракторы правильно эксплуатировались. Поскольку данная компания является сертифицированным партнером, ей разрешено врезаться в систему трактора без потери гарантии. M2M в данном случае собирает данные о состоянии разных частей трактора. Украинская специфика такова, что помимо этого надо контролировать, чтобы не сливалось топливо или не было «левых» рейсов.

M2M позволяет следить за показанием приборов в реальном времени. Снова отойдем немного от Украины за реальными кейсами. У оператора Turkcell есть сервис Smart Energy, который предоставляется совместно с партнерами. Он позволяет следить за потреблением электроэнергии в разных точках.

Например, у вас есть сеть аптек. Там устанавливается специальный цифровой счетчик с мультитарифной системой учета. Он умеет считать расходы по разному тарифу в зависимости от того, в какое время используются те или иные приборы. В нем есть GSM-модем с карточкой. В Турции такой счетчик ставится за основным счетчиком, поскольку основной традиционно принадлежит компании, предоставляющей услуги энергетики.

Ничего особенного, просто умный счетчик

Этот прибор мониторит потребление. Он может сравнить на карте показатели разных объектов и выявить, если в определенном месте есть странные результаты. Например, потребление в такой же точке зашкаливает, значит, надо разбираться. Фактически для владельца это означает не то, что он поставил такой счетчик и начал экономить. Нет. Он поставил такой счетчик и начал анализировать, собирать историю своего потребления.

Дальше владелец, например, понимает, что целесообразно заменить обычное освещение на LED-лампы. Или обязывает работников точек, уходя, гасить свет. Или он проводит какие-то кампании, и у него есть инструмент, который позволяет замерить результаты до и после. И он видит, что такая-то инициатива помогла сэкономить в деньгах столько, в киловаттах – столько. У этого сервиса есть специальный веб-интерфейс, на котором указывается и прогноз погоды, где есть привязка счетчиков к карте, отчеты и аналитика, удаленная настройка сбора данных, оповещения и нотификации.

В Турции, где высокие тарифы на электроэнергию, которые серьезно повышаются при превышении порога реактивной энергии, много мелких предприятий очень следят за своими расходами, поэтому там услуга пользуется популярностью.

6. А я могу договориться со поставщиком, поставить счетчик, и передавать ему данные онлайн, и платить онлайн, чтобы не приходилось бегать к счетчику за показаниями?

Дома новой застройки, как правило, уже оснащены системами, которые собирают данные по энергопотреблению каждой квартиры и централизованно передают в учетную систему поставщика. В домах старой застройки отдельные пилотные проекты в Киеве есть, но они не массовые, увы.

7. А что в Украине есть такого, что не только для бизнеса?

Есть инициатива диспетчеризации лифтовых хозяйств. Это значит, что каждый лифт должен быть автоматизирован и оснащен доступом в сеть.

Большинство лифтовых сервисных предприятий, уже давно использует SIM-карту для связи с диспетчером. Кроме этого связь нужна для передачи данных об аварийных ситуациях. До использования операторских M2M-каналов связь с диспетчерской осуществлялась по кабелю.

Практически все регулируемые светофоры в Киеве подключены кабелем. Это все очень дорого и тяжело. С кабелями регулярно что-то происходит. То пропадают, то выходят из строя. Поэтому GSM выглядит как хорошая альтернатива. Однако все упирается в дальнейшем в банальное отсутствие денег на переоборудование существующих систем.

8. У нас в некоторых городах Украины общественный транспорт оборудован трекерами, которые позволяют следить за его движением. Это тоже M2M?

Да, транспорт КиевПасТранса оборудован M2M-модулем для мониторинга, поэтому через, например, приложение EWAY можно следить за его перемещением. В нем стоят датчики GPS и карта GSM. GPS передает координаты, а GSM – данные об этих координатах на сервер. Многие владельцы маршруток также оборудуют свой парк автотранспорта, потому как получают реальные выгоды от возможности контролировать перемещение собственного парка.

9. То есть банкоматы и троллейбусы «едят» мой мобильный интернет? Какой объем трафика генерирует банкомат? Или транспорт, который мониторится?

Как правило, это зависит от того, где установлен банкомат, насколько часто происходят в нем транзакции. Но в среднем это 20-50 МБ в месяц. То есть меньше мегабайта в сутки. Один пакет в сессии для мониторинга транспорта в среднем весит 2 КБ, у банковского сектора больше, потому что банкомат генерирует запросы и получает ответы, и так несколько раз за одну транзакцию.

Зачастую в M2M для передачи данных небольшого объема достаточно 2G. Если же объем данных значительный, например, видеонаблюдение, то такие объемы передаются по сути 3G (которая, как мы помним, активно строится).

10. А для здоровья есть что-то?

Конкретно в Украине здравоохранение – та сфера, где с технологиями негусто. Но в мире M2M в медицине уже применяется. В частности, для мониторинга каких-либо показателей организма и передачи данных лечащим врачам. Хотя для полной гармонии и проникновения M2M в каждый дом необходимо еще наличие большого количества доступных устройств, которые бы могли снимать показания точно в домашних условиях, при этом были бы доступны для больных.

Ни для кого не секрет, что одной из глобальных проблем в здравоохранении является диабет. Количество заболевших исчисляется сотнями миллионов человек, это уже можно смело называть эпидемией. В цифрах в Украине около полутора миллиона страдающих диабетом 1 и 2 типа было только в 2013 году.

Понимая масштабы проблемы, турецкий оператор Turkcell в 2012 году запустил пилотный проект в медицинской школе в Стамбуле, который находится на стыке M2M и медицины. Была выбрана контрольная группа тех пациентов, за которыми врачи наблюдали при помощи M2M-решений. Пациентам с диабетом предлагался глюкометр с Bluetooth, пациентам, у которых есть проблемы с давлением, предлагался тонометр с Bluetooth.

«Умный» набор для ваших бабушек и дедушек

С большими кнопками на случай, если кто-то из них плохо видит

Эти устройства подключаются к специальному устройству-шлюзу, в котором установлена SIM-карта. Шлюз поддерживает два аккаунта, между которыми можно легко переключаться, что удобно для семьи из двух пожилых людей.

Пациенты использовали глюкометры с Bluetooth для регулярных измерений дома. После нажатия на кнопку Upload на шлюзе данные отправлялись через SIM-карту к врачу. Доступ к данным через веб-интерфейс имелся у врача, у родственников пациентов и также мог быть у пациента. Для продвинутых пользователей запущено приложение на Android. Но человеку, который не смыслит в технике, достаточно было померять давление или сахар и нажать на одну кнопку для передачи данных.

Врач, в свою очередь, знает своих пациентов, какие значения для них нормальные или избыточные. Более того, в таблице данных ненормальные значения подсвечиваются красным цветом. У врача собирается история показаний, он видит, когда происходит повышение сахара, если мы говорим о больных диабетом, или давления, если мы говорим о тех пользователях, у которых проблемы с давлением. Так врачу проще определить причину, а пациенту не надо лишний раз ездить в клинику. А в критических случаях при наличии тревожных данных от пациента к нему даже может выехать скорая.

Есть также специальный call-центр, который будет напоминать пациенту, если он вовремя не произвел замеры.

Система мониторинга позволяет снизить риск развития осложнений. Профилактика всегда дешевле лечения.

Продукт предлагается в Турции и на государственном уровне, и частным клиникам. Многие дети готовы оплачивать подобный мониторинг своим престарелым родителям. Они покупают годовую подписку, куда входит оборудование, поддержка call-центра и врачей. Это такое комплексное решение.

Турецкий опыт в будущем планирует перенять «дочка» Turkcell – lifecell.

11. Ну хорошо, а что бизнес в Украине может получить от M2M в нашей стране?

Сегмент платежных, кассовых терминалов и охрана и безопасность – две самые развивающиеся сферы M2M в нашей стране. Затем идет мониторинг транспорта. Также при помощи M2M можно обеспечивать мониторинг мобильных «объектов» компании, т.е. полевых сотрудников, курьеров.

12. Каким образом происходит мониторинг объектов компании?

У сотрудника компании есть телефон с ОС Android и GPS. На него устанавливается специальное приложение. Когда торговый представитель, мерчендайзер, супервайзер, промоутер, курьер выходит на маршрут, он включает это приложение. Включаться такое приложение может только на рабочее время этого сотрудника. Телефон служебный, соответственно, сотрудник должен в рабочее время работать, а не заниматься личными делами.

Сотрудник вышел на улицу – спутники определились. Любые отклонения от маршрута видны в интерфейсе. Был человек в этой торговой точке или не был, сколько времени он там провел. Расширенный пакет такого приложения позволяет назначать маршруты на каждый день. Пользователь просто включает программу и видит готовое задание на этот день. Также софт позволяет передавать фотографии с определенного места. Это полезно, например, для промоутера, который фиксирует результаты своей работы для отчета, или для мерчендайзера, который обходит торговые точки. Он может тут же через программу сфотографировать раскладку товара и передать этот снимок через GPRS в офис. А на месте, в офисе, у его руководителя сразу появляется вся информация из разных точек. Эта услуга давно работает у lifecell и называется «Мобильный GPS».

13. Мониторинг транспорта – это что, как, для чего?

Мониторинг транспорта – услуга, которая направлена как на владельцев логистических компаний, так и на службы такси или других транспортных перевозок. Точные возможности зависят не столько от оператора, сколько от партнера, который обеспечивает «железячную» и программную часть. Об одном из примеров реализации мониторинга транспорта рассказывает Янина Посохова, эксперт по управлению корпоративными продуктами lifecell.

«На сегодня мы работаем с 10 партнерами по предоставлению именно этой услуги. Мы общаемся с корпоративными клиентами, у которых есть свой автопарк, выясняем потребность в мониторинге и презентуем клиенту решение. Клиент выбирает то решение, которое его устраивает по тому, насколько широки возможности web-интерфейса, или по тому, какие датчики в машине он желает использовать, по финансовым соображениям. У некоторых партнеров есть датчики, которыми можно оснастить всю машину. У некоторых – чисто мониторинг и контроль скорости. Т.е. мы подключаем совместно с партнером. Кстати, на нашем сайте можно ознакомиться со всеми решениями для бизнес-клиентов.

Автопарк оснащается модулем GPS для сбора координат и GSM-картой со специальным тарифом для передачи данных на сервер сбора информации.

Когда машина передвигается по открытой местности, спутники ее всегда видят и передают данные о маршруте. Если машина находится в гараже, то спутники ее не видят. Но некоторые наши партнеры уже нашли выход и из этой ситуации – по cell ID, то есть по сотам, которые показывают, где находится автомобиль с SIM-картой, когда нет сигнала GPS.

Периодичность передачи сигнала настраивается на усмотрение пользователя. Обычно это 30-60 секунд, тогда маршрут видно полностью на карте. Можно увеличивать интервал опроса хоть до 1 часа, но тогда маршрут движения не будет выглядеть так отчетливо.

У владельца услуги есть огромные возможности для мониторинга и управления буквально всем. Можно обрисовать геозоны, чтобы в случае выхода машины за пределы какой-то геозоны владельцу услуги поступало оповещение об этом.

Услуга позволяет замерять скорость движения автомобиля. В веб-интерфейсе будут отображаться все нарушения скоростного режима и экстренные торможения, которые имели место.

Для контроля слива топлива тоже есть свои датчики.

Программное обеспечение для M2M умеет составлять маршрутные листы. Машину можно привязать к водителю и формировать маршрутные листы. Эта система позволяет автоматизировать и упростить многие процессы для транспортных компаний.

У нас, как у оператора, есть решение для таких компаний, специальный тариф. Как для использования в Украине, так и за ее пределами. В роуминге очень дорого использовать GPRS. Тем не менее, есть запрос со стороны бизнеса, поскольку из Украины за границу ездит как пассажирский, так и грузовой транспорт. Чтобы убрать этот ценовой барьер, мы определили около 20 стран, в основном Европа, плюс страны СНГ (Азербайджан, Казахстан, Россия, Беларусь, Молдавия), где установили перечень операторов, в сетях которых регистрируется карточка и передает данные. В этих сетях действуют льготные тарифы на GPRS – это 10 гривен за мегабайт. Для роуминга это совсем малые деньги. Поэтому наши корпоративные клиенты активно пользуются этим тарифом.

В январе месяце для компаний, которые работают в M2M-вертикалях, мы расширили возможности Системы самообслуживания и запустили услугу «M2M Менеджер» для мониторинга и управления M2M-линиями. Теперь Администратор корпорации может в своем Личном кабинете управлять своими линиями: и голосовыми, и M2M. В разделе «M2M-линии» будут доступны для управления, контроля и работы с данными/отчетами именно те линии, которые клиент определил как M2M. Имеется в виду, что он сам это определяет.

Администратор может изменять отображение информации в главном окне сервиса под себя. Например, добавить идентификатор устройства, положение объекта (например, через SMS-пинг), заметку (комментарий) по данному объекту (например, фамилию водителя, адрес) и многое другое.

Детали по линии он может посмотреть, кликнув на ее номер. Тут отображается та информация, которой не было в Главном меню. Статус предоставления услуг роуминга, какой баланс линии и остаток пакетов, что с доступами, есть ли кредитный лимит и т.д.

По клиентскому запросу в настройках услуги M2M VPN-тоннели могут быть построены с применением отдельной точки доступа, через которую будут передаваться данные. Точка доступа для подключения интернета, например, в смартфоне – стандартная, ею пользуются все. Она открытая и имеет динамический IP-адрес, который выдается на одну сессию. А клиентам надо иметь выделенный IP-адрес, иначе не будет возможности найти карточку в сети. Поэтому строятся отдельные точки доступа. Клиент, который уже имеет свою персональную точку доступа, может удалять общие точки доступа, которые ему не нужны, и добавлять собственную точку доступа на свои линии. С IP-адресом такая же ситуация. Возможность самостоятельно этим всем управлять значительно экономит время и клиенту, и оператору.

Для владельца корпорации M2M и обычная связь могут быть как на одном контракте, так и на отдельных. Все зависит от пожеланий владельца.

Всю информацию из личного кабинета можно экспортировать и работать с ним в Excel.»

14. А когда вы пишете, что речь идет о «готовом решении», что подразумевается под этим «решением»?

«Готовое решение» подразумевает предложение по оборудованию, программному обеспечению и тарифному плану оператора. Оператор не берется консультировать и подбирать оборудование для клиента, в данном случае это зона ответственности партнеров. Чем больше функциональных возможностей, тем выше стоимость решения. Оператор в свою очередь предлагает подходящий тариф и обеспечивает специальными SIM-картами, предоставляет возможность контроля и управления картами.

В случае с M2M это скорее будут даже SIM-чипы – более надежные и практичные решения, которые гарантировано будут служить лет 10 как минимум. Такие SIM-чипы не вставляются в GSM-слот, а впаиваются. Они позволяют минимизировать размер самого девайса, кроме того они термо- пыле- влагозащищенные. Впрочем, бывают и термо SIM-карты. Они стандартного размера, как обычные «симки», но с дополнительной защитой. Еще у них отсутствуют счетчики аутентификации, что позволяет продлить срок службы карточки..

SIM-чип и его устройство

15. SIM-карты M2M к нашим 140% проникновения мобильной связи в Украине имеют отношение? Или их отдельно считают?

M2M сидят в этих цифрах, никто их отдельно не считает. В крупных компаниях, таких как Turkcell, VimpelCom, AT&T ведется отдельная статистика и есть отдельный отчет по M2M-линиям. В Украине масштабы пока не те, поэтому необходимости такой нет. Все-таки наша страна отстала от значительной части мира в плане технологий.

Подписывайтесь на наш нескучный канал в Telegram, чтобы ничего не пропустить.

M2M и IoT — ключевые технологии для современного бизнеса и потребительского рынка. Тренды М2М в 2021 году

image

Переход от простых межмашинных подключений (M2M) к сложному Интернету вещей (IoT) идет полным ходом, поскольку улучшение LTE IoT и развитие сетей 5G обеспечивают более быстрые соединения и более высокие битрейты. M2M и IoT — ключевые технологии для современного бизнеса и потребительского рынка. По мере того, как эти технологии продолжают развиваться, они открывают новые возможности для тех, кто понимает их и может эффективно использовать сильные стороны каждой технологии.

Технология M2M может быть лучшим выбором, если:

  • Ваше приложение требует двухточечной связи между машинами.
  • У вашего приложения есть ограниченный набор конкретных потребностей в машинной связи, которые необходимо выполнять быстро и надежно.
  • Ваше приложение должно работать независимо от того, доступно ли соединение Wi-Fi.
  • Быстрая масштабируемость — не главная задача вашей сети
  • Сеть вашего устройства должна быть изолирована по соображениям безопасности.
  • Ваше приложение нужно синхронизировать с множеством разных устройств в сетевом облаке в реальном времени.
  • Ваши устройства имеют доступ к быстрому и надежному Wi-Fi-соединению.
  • Устройствам в вашей сети необходима возможность одновременной связи с несколькими другими устройствами.
  • Ваше приложение должно плавно и просто масштабироваться для большого количества устройств и пользователей.
  • Данные и устройства вашего приложения должны быть совместимыми с несколькими стандартами.

Рост М2М в мире

Интернет вещей (IoT) стал распространенной системой, в которой люди, процессы, данные и вещи подключаются к Интернету и друг к другу. По данным из годового отчета Cisco по Интернету M2M-соединения вырастут с 8,9 млрд (2020 год) и до 14,7 млрд к 2023 году.

image
Рост числа подключений M2M в мире

ABI Research, глобальная консалтинговая компания по изучению рынка технологий, подтверждает в своих последних исследованиях, что китайский производитель Quectel в настоящее время является крупнейшим поставщиком модулей сотового Интернета вещей в мире.
Однако этот успех влечет за собой новые проблемы, поскольку, оказавшись на вершине, единственный путь — это вниз. Китайские продавцы понимают, что им необходимо закрепить свой успех, и не могут рассчитывать на большие объемы и низкие цены до бесконечности.

Долгосрочное доверие зависит от качества продукции и надежности поставщика.
Повсеместно начинает действовать более строгий контроль качества и контроль затрат за счет независимого производства, дифференцированного дизайна, международных центров поддержки и целенаправленных усилий по предотвращению ценовых войн.

3 тренда M2M в 2021 году

Этот год и несколько следующих будут захватывающими для M2M. Аналитическое агентство J’son & Partners Consulting отмечает следующие тенденций M2M, на которые стоит обратить внимание в этом году и в будущем:

Мгновенная связь, надежные сети, молниеносная скорость загрузки и передачи — 5G произведет революцию в том, как потребители используют свои смартфоны, и окажет огромное влияние на все отрасли. По данным годового отчета Cisco по Интернету к 2023 году почти 60 процентов мобильных устройств и подключений во всем мире будут иметь поддержку 4G+, что в несколько раз превзойдет устройства и подключения с поддержкой 3G и ниже.

К 2023 году Северная Америка займет первое место по количеству устройств с подключением к сети 4G+, что составит 62%, в то время как Ближний Восток и Африка к этому времени будут иметь самую высокую долю своих устройств и подключений с поддержкой 3G и ниже, что составит 73%.

По прогнозам GSMA Intelligence количество соединений 5G в России достигнет 46 млн. к 2025 году, что составит 20 процентов от общего числа подключений. Исходя из этого, Россия превысит показатели среднемирового уровня, но все-таки не сможет перегнать Китай, США и Южную Корею на рынке 5G.

2) Терминалы оплаты

Согласно исследованию компании Juniper Research к 2022 году глобальное использование мобильных платежей увеличится на 28% из-за растущей популярности мобильных кошельков и онлайн платежей через приложения.

В 2019 году рынок POS-терминалов с поддержкой NFC показывал уверенный рост, где ежегодные мировые поставки достигали 47,8 млн. устройств. Сегодня производители ПО для POS-терминалов привлекают партнеров, для интеграции своих продуктов со сторонними платформами и увеличения базы пользователей.

Еще одна рекомендация специалистов для вендоров — интеграция облачных сервисов с платформой электронной коммерции. Благодаря такому решению ритейлеры смогут использовать преимущества этих омникальных решений.

Европейская финтех-компания MyPoS может превратить Android-смартфоны в PoS-терминалы для небольших предприятий розничной торговли. Бизнесы теперь могут принимать платежи по картам прямо на своих телефонах Android с помощью программного обеспечения PoS MyPoS Glass. Мобильное приложение позволяет совершать платежи с помощью бесконтактных карт и смарт-аксессуаров прямо на мобильном телефоне Android.

Принятые платежи сразу же переводятся на счет бесплатных электронных денег продавца благодаря функции мгновенных расчетов, которую MyPoS предлагает без дополнительных затрат для своих клиентов.

alt=»image» />
Источник: mypos.eu/en/glass

3) М2М в сельском хозяйстве

Технология M2M не только создает умные города будущего, но и производит революцию в сельскохозяйственном секторе. К 2050 году численность населения мира достигнет 9,6 миллиарда и “умные” методы ведения сельского хозяйства позволят нам прокормить постоянно растущее городское население, а к концу этого года интеллектуальное сельское хозяйство станет отраслью с оборотом 23 миллиона евро.

Технология M2M позволяет фермерам обеспечивать максимальную урожайность при минимальных ресурсах. Как? Датчики могут удаленно контролировать полевые условия, отслеживая данные по освещению, температуре и качеству почвы. А вот еще несколько примеров от компании Sierra Wireless, которые используются уже сегодня:

Что такое M2M. Объясняем простыми словами

M2M (англ. Machine-to-Machine — «межмашинное взаимодействие») — технологии, которые позволяют машинам обмениваться данными без участия человека.

Возьмём, к примеру, фитнес-браслет и смартфон. Браслет передаёт на телефон данные о вашем пульсе, фазах сна, количестве пройденных шагов, маршруте и т. п., пока вы живёте своей жизнью и не взаимодействуете с гаджетами — или вообще спите. Смартфон, в свою очередь, отправляет на браслет сообщения и пуш-уведомления.

Эта технология используется:

  • в промышленности (автоматический сбор данных используется в энергетике, ЖКХ, нефтяной и газовой промышленности. На основе этих данных возможно автоматическое регулирование, например, подачи воды и тепла в дома);
  • в вендинговой торговле (например, торговые автоматы могут передавать информацию о том, что у них закончилась чековая лента или слишком много денег);
  • в медицине (например, специальные устройства, которые следят за давлением, пульсом, сердечным ритмом и передают информацию на компьютер врача, который в случае отклонений приглашает пациента на приём);
  • в сфере транспорта (например, автобус оборудован GPS и ГЛОНАСС, которые передают по мобильному интернету сигнал на сервер перевозчика, а вы можете отслеживать их путь в мобильном приложении на своём смартфоне);
  • в других сферах.

M2M-взаимодействие используют камеры наблюдения, банкоматы, умные датчики на станках — всё, что умеет передавать данные между устройствами.

Пример употребления на «Секрете»

_«В течение многих лет компании создавали свои приложения для M2M— и IoT-взаимодействия фактически с нуля». _

(Руководитель направления решений для интернета вещей в IBM Кристофер О'Коннор — о запуске сообщества IBM developerWorks Recipes.)

Ошибки в употреблении

M2M-технологии не следует путать с интернетом вещей — хотя это определённо взаимосвязанные вещи. Интернет вещей обязательно включает в себя M2M-коммуникацию, связывая различные устройства, но не исчерпывается этой технологией. Взаимодействие между машинами, в свою очередь, может осуществляться и без интернет-связи: например, телевизор принимает сигнал от телестанции, а мобильный телефон подключается к вышкам сотового оператора в зависимости от местонахождения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *