How do I completely remove an image from my .blend file?
I’m creating a model for a 3D game that will eventually be exported using a custom Python script. This model makes heavy use of UV textures.
However, the project now references a bunch of images that are not used by any objects in the project. Example:
I don’t want the first two, or the red_bubble.png image. However, I have no idea how to remove them from the project. Selecting one of them reveals that there are «2 users of the data» although I am not using it anywhere.
How can I get rid of these excess images?
5 Answers 5
If you have an image (or other piece of data, such as a material) you can force remove all users by Shift clicking on the X next to it’s name. This will «mark» the data for removal upon closing the file.
After you force remove the data, you’ll need to reopen the file in order for the data to be removed. You can do this quickly by saving the file with Ctrl S and then opening it with Ctrl Shift O and selecting the file.
In the outliner look for Orphan Data. Unused images will show up there. Select and delete:
For Previous versions:
You can do that by going to Outliner, then chose to display Blender File.
Then right clicking on the image you want to remove and pressing delete.
if you want to do it via code, you could take a couple of approaches:
this removes all images in the blender file:
You also have the option to make this into a method that you can just pass the image to that you want to delete:
in this case you would clean the images that were not used by using:
Removing the «users» of the image may not be sufficient, e.g. after doing the steps listed in the selected answer and even deleting the image file, image Stone texture.jpg was still used by an also unused texture:
If the selected answer method doesn’t remove the image, then you may try to also click the «X» of the texture which has been linked to the image at some point.
The logic behind this is obscure to me. After breaking the parenting links between «users» of the image and the image, the texture shouldn’t list it as a child, but it does.
The convoluted «node-based» design of Blender is indeed not user-friendly.
Как быстро работать в Blender: обзор горячих клавиш
Blender — один из любимых инструментов многих аниматоров, визуализаторов, дизайнеров, 3D-художников и других специалистов творческих профессий. Этот бесплатный редактор с открытым исходным кодом позволяет создавать трёхмерные объекты, анимировать персонажей, визуализировать архитектуру и реализовывать самые смелые 3D-дизайны.
Для ускорения работы в Blender есть горячие клавиши: если вы только знакомитесь с блендер, горячие клавиши помогут вам быстрее освоить программу. Если же вы уже работаете в редакторе, нужные клавишные сочетания позволят вам стать более востребованным специалистом и выйти на новый уровень в профессии.
Blender для новичков: как устроен интерфейс и какие есть возможности
Прежде чем рассказать про горячие клавиши блендера, опишем интерфейс этой программы. Только на первый взгляд интерфейс редактора может показаться сложным и перегруженным, если разобраться детальнее, всё интуитивно понятно.
Открыв программу, вы увидите четыре рабочих окна. Чтобы было понятнее, мы их обозначили на изображении буквами: a, b, c, d
У каждого из рабочих окон свои возможности и задачи. Вот в чём заключаются особенности каждого:
- окно a — это рабочая область или иначе окно 3D-вьюпорта, в котором вы создаёте и меняете объекты, настраиваете сцены, подбираете нужные материалы и выстраиваете освещение;
- окно b — нижняя область, которая называется таймлайном, на ней вы сохраняете ключевые кадры, необходимые для создания анимации;
- окно c — в этой области располагается структура проекта, на ней в схематичном виде фиксируются все объекты, задействованные в сцене. Если вы работаете над большим проектом и объектов слишком много, в этой области вы сможет их сортировать по коллекциям;
- окно d — эта область с многочисленными настройками, которые позволяют модифицировать сцены и объекты.
Также, открыв Blender, вы увидите панель инструментов, которая находится в самом верху и строку статуса, располагающуюся в самом низу. На изображении выше они выделены синим и красным цветом.
На панели инструментов сгруппированы основные команды для работы с редактором. А строка статуса позволяет отследить контекстную информацию, например, понять сочетания клавиш, которые вы использовали недавно или увидеть предупреждающее сообщение.
Горячие клавиши Blender
В этом блоке расскажем про горячие клавиши блендер, для вашего удобства мы разделили их на несколько групп. Однако сразу оговоримся, что в блендер горячих клавиш очень много, поэтому мы рассказали лишь про основные. Многие сочетания вы можете назначать самостоятельно, чтобы работать в редакторе так, как вам удобно.
Общие горячие клавиши
Сочетания горячих клавиш, представленных ниже, позволяют выполнять базовые действия по созданию и модифицированию проекта и объектов внутри него. Многие из этих горячих клавиш могли вам встречаться в других программах, поэтому трудностей при использовании возникнуть не должно.
Сочетание клавиш | Действие | Как запомнить |
Ctrl + O | открыть файл | O — open — открывать |
Ctrl + S | сохранить файл | S — save — сохранять |
Ctrl + N | создать новый файл | N — new — новый |
Ctrl + Q | завершить работу | Q — quit — выйти |
Значение клавиш F1–F12 в Blender
Вспомогательные клавиши F1–F12, которые есть на каждой раскладке, тоже ускоряют и облегчают работу в редакторе Blender.
F1 | F2 | F3 | F4 |
вызвать помощь | переименовать элемент | открыть меню поиска | вызвать контекстное меню |
F5–F8, F10 | F9 | F11 | F12 |
можно назначить любые действия | редактировать крайнее действие | показать окно рендера | рендеринг действующего кадра |
Горячие клавиши редактирования
Сочетания горячих клавиш, указанных в таблице, позволят изменять готовые 3D-объекты и создавать новые.
Клавиши | А | Alt + A | Ctrl + I | H |
Значение | выделить всё | снять выделение | инвертировать выделение | скрыть выделенное |
Клавиши | Alt + H | T | N | S |
Значение | показать скрытые элементы | показать панель инструментов | переключить боковую панель | масштабировать |
Горячие клавиши 3D-вьюпорта
Сочетания клавиш, представленных ниже, предназначены для действий в окне 3D-вьюпорта, той рабочей области, где вы создаёте и меняете объекты.
Для новичков сразу поясним два термина из таблицы:
- тильда — крайняя левая клавиша, на которой находится буква ё;
- гизмо — инструмент, который отображает оси координат, привязанных к объекту вписанного в куб.
Горячие клавиши анимации
Расскажем про основные сочетания клавиш, которые помогают ускорить анимацию объектов.
Клавиши | Значение |
Ctrl + K | выбрать все ключевые кадры на текущем фрейме |
V | задать тип рычагов ключевых кадров |
[ | выбрать ключевые кадры до текущего фрейма |
Ctrl + M | переименовать маркер |
Ctrl + Tab | переключить экспозиционный лист |
Горячие клавиши с Shift
Во многих горячих сочетаниях используется клавиша-модификатор Shift, редактор Blender не исключение. Рассказываем, с чем сочетать Shift, чтобы ускорить работу в популярной программе и быстрее создавать и анимировать 3D-графику.
Горячие клавиши для macOS
Горячая раскладка Blender адаптирована для всех операционных систем, поэтому создаёте вы 3D-объекты на компьютерах с Windows, Linux или macOS не имеет принципиального значения. Почти все сочетания будут работать. Единственное, разработчики редактора обращают внимание на клавишу Cmd, которую можно использовать вместо Ctrl в macOS для всех сочетаний.
Как работать в Blender, или 4 совета новичкам
Осваивая редактор, вы столкнётесь со многими нюансами — предугадать их с самого начала довольно сложно. Однако есть несколько базовых советов, которые облегчат работу в Blender.
Совет 1. Регулярно сохраняйте проект
Чтобы не потерять всю работу или отдельную деталь, над которой вы трудились несколько часов, обязательно сохраняйте проект. Это можно делать горячей клавишей Ctrl + S или через вкладку «File» и опцию «Save». Если же вы забыли сохраниться и потеряли файл, нажмите вкладку «File» и кнопку «Recover Auto Save». Так вы получите доступ к файловому браузеру и сможете найти по дате создания последний файл
Совет 2. Прописывайте понятные названия файлов
Чтобы не запутаться в созданных объектах и быстро найти нужный файл, правильно прописывайте каждое названиях, указывая версию или какие-либо точные характеристики, которые помогут при поиске
Совет 3. Проводите рендер отдельных частей
Вы можете не рендерить весь объект целиком, а отрендерить лишь его часть. Для этого нажмите горячие клавишу Ctrl + B и выделите прямоугольником нужную область
Совет 4. Проверяйте работу горячих клавиш
Если горячие клавиши не срабатывают, проверьте раскладку, важно чтобы стоял английский язык
Где профессионально освоить Blender
Если вы всерьёз взялись за освоение редактора Blender и хотите быстрых результатов — выберите один из онлайн-курсов. Это позволит вам не только узнать обо всех нюансах работы в программе, перенять опыт сильных наставников, но даже освоить новую и перспективную профессию. Рассказываем про три полезных онлайн-курса, где учат работать в Blender и не только.
Профессия концепт-художник
Объёмный курс для тех, кто хочет с нуля научиться профессионально делать арты для кино, компьютерных игр и рекламы. Вы поймёте, как создавать персонажей, локации и интерфейсы, пользоваться популярными 3D-инструментами и работать с 2D-графикой. Вы изучите продвинутую анатомию человека и сможете самостоятельно прорисовывать волосы, кожные складки, мимику и элементы одежды.
Фишки: гарантия трудоустройства, участие в практической лаборатории по разработке игр, несколько тарифов и рассрочка
Стоимость: от 6287 ₽/мес
Профессия 3D-художник в играх и кино
Курс подойдёт начинающим дизайнерам и художникам. Вы поймёте, как моделировать и текстурировать объекты окружения, создавать и анимировать персонажей и рендерить проекты. Вы научитесь работать в 3D-программах и сформируете сильное портфолио
Фишки: подготовительные курсы, живое общение с экспертами и помощь в трудоустройстве
Стоимость: от 3506 ₽/мес
Профессия UX/UI-дизайнер
Расширенный курс для тех, кто хочет научиться создавать современные и интуитивно понятные интерфейсы. Вы поймёте, как изучать потребности целевой аудитории, анализировать полученные данные и проводить юзабилити-тестирование. Вы сможете самостоятельно разрабатывать макеты приложений и сервисов, создавать 3D-элементы интерфейсов и анимировать их. Вы также узнаете, как общаться с заказчиком и командой и презентовать свои проекты.
Фишки: стажировка в IT-компании, портфолио из 15 работ и карьерная поддержка
Стоимость: от 6000 ₽/мес
Если у вас уже есть любимая профессия, но вы хотите углубиться в изучение Blender, вам подойдёт один из курсов из этой подборки. В статье мы рассказали о пяти наиболее популярных программах обучения, которые позволяют в короткие сроки освоить популярный редактор
Коротко о главном
Если вы хотите смоделировать трёхмерный объект любой сложности, настроить фотореалистичный рендер, создать окружение в игровом мире или анимировать персонажей, вам нужен — Blender. Список горячих клавиш, которые мы представили в этой статье, упростят и ускорят работу в этом редакторе.
На сегодняшний день Blender — это, пожалуй, единственная возможность бесплатно попасть в мир 3D и начать осваивать популярный для многих профессий инструмент. Этим редактором пользуются дизайнеры, 3D-художники, монтажёры, моделеры и аниматоры. Существует даже отдельная профессия —специалисты по Blender 3D. Если перейдёте по ссылке, узнаете сколько зарабатывают знатоки программы Blender и как стать востребованным в этой области.
Мы уверены, что использовать в блендер горячие клавиши полезно как новичку, так и опытным специалистам. Поэтому советуем не ограничиваться тем набором горячих сочетаний, о которых мы рассказали в этом материале, ведь это лишь малая часть.
Опытные специалисты по Blender 3D используют для эффективной работы гораздо больше горячих клавиш. Поэтому изучайте программу самостоятельно, а лучше перенимайте опыт у профессионалов и проходите онлайн-курсы. Но в любом случае не останавливайтесь на достигнутом и продолжайте прокачивайте свои навыки.
Цены на курсы могут измениться, конечную стоимость уточняйте на сайтах школ
Как добавлять и удалять объекты?
Добавление и удаление – одни из самых важных действий в Blender. Несмотря на то, что научиться им довольно просто, есть ряд фишек, которые помогут каждому в процессе изучения программы.
Добавление объектов в Blender
Самым простым способом что-либо добавить в Blender’е – нажать на кнопку “Add” в левой верхней части окна предпросмотра, выбрать тип добавляемого объекта и сам объект.
Альтернативой может быть нажатие горячей клавиши Shift+A, которая выдаст то же самое меню:
Все объекты всегда появляются на месте 3D курсора. О других не менее важных его функциях можно почитать в материале про выбор и изменение объектов.
Помимо примитивных фигур в списке мешей есть некая Monkey. Это обезьяна, и её зовут Сюзанна. Она, так сказать, маскот Blender’а, его визитная карточка.
На практике Сюзанну можно использовать при тестировании материалов, текстур, анимаций и освещения.
Как удалить объект?
Для начала вам нужно выбрать объект для удаления.
Три основных способа удаления
- Перейдите в Object и найдите Delete в конце списка. Нажмите.
- Клавиша X на клавиатуре. После нажатия появится запрос подтверждения, на него нужно будет кликнуть или нажать D.
- Клавиша Delete на клавиатуре. Удаляет без подтверждения.
Эти способы распространяются на все редакторы, в которых можно что-либо удалять. Но важно понимать, что в некоторых из них (например, в Edit Mode), всё может существенно отличаться.
Удаление объекта в Edit Mode
При удалении объекта в режиме редактирования появляется следующее меню:
Здесь можно выбрать, что удалять – вершины (vertices), ребра (edges) или грани (faces).
Если выбрать удаление вершин, то все соединенные с ними грани и ребра будут также удалены:
Если выбрать удаление рёбер, то будут также удалены все грани, которые были сформированы удалёнными ребрами, однако вершины останутся на месте, даже если будут висеть в воздухе:
Если же удалять грани, то всё, что внутри, будет удалено, но границы с вершинами и ребрами останутся на месте:
Only Edges & Faces удалит ребра и грани, оставив только вершины. Да, даже если они будут просто в пустоте:
Only Faces удалит грани, а ребра и вершины по границам оставит:
Опции Dissolve постараются стереть, растворить и ликвидировать вашу геометрию так, словно она никогда не существовала.
Звучит очень жестко и работает не всегда, но неплохо помогает справиться с лишней геометрией, созданной лупкатами (продольными разрезами) и прочими похожими инструментами.
Collapse Edges & Faces будет пытаться “сжать” или обрушить вашу так, чтобы создать новую форму. Для примера можно выделить две вершины и применить эту опцию:
Последняя опция – Edge Loops – противоположна экструдированию. Если коротко, то она будет уничтожать всю выбранную геометрию вплоть до следующей петли рёбер. Наиболее понятно это отображено здесь:
У Edit Mode одни из самых сложных опций удаления в программе, так что если вы поняли, как они работают, то с подобными операциями в других редакторах вы наверняка справитесь.
Blender 3D-Редактор "Blender": основные компоненты, режимы, горячие клавиши
В этом руководстве будут представлены основные горячие клавиши и режимы, с которыми чаще всего будет сталкиваться начинающий автор.
Опытные пользователи вряд ли узнают тут что-то новое.
Лично я не считаю себя эрудитом в Blender, поскольку тоже часто делаю открытия или нахожу обходные пути о которых не знал ранее.
Информации тут достаточно много, поэтому если что-то было пропущено или не раскрыто, то дайте пожалуйста знать.
Руководство будет обновляться по мере поступления новой информации.
- 3D-редактор "Blender" (данная версия — 2.76)
Rumoruka Raizon
- 11 Авг 2022
- #2
ВСТУПЛЕНИЕ: СОКРАЩЕНИЯ И РАБОЧИЕ ЗОНЫ
- Окошко для работы с текстурной сеткой
- Окошко для работы с мешем
- Все объекты, меши, которые есть на «сцене» (в окошке под номером 2)
- Панель свойств выбранного объекта
ОКНО С ОБЪЕКТАМИ И МЕШЕМ
- Камера — используется для рендерного изображения, постановок
- Лампы — используется для рендерного изображения, постановок. Иногда при конвертации, чтобы лучше видеть текстуру, т.к. в рабочем окне может быть не настроен свет
- +\- в кружочке — скрыть или развернуть группу файлов, настроек, мешей
- Rig файл. Общие настройки мешей Sims — анимация, кости, позы, части тела и др. В основном, используется в изготовлении поз и анимации
- «Глазик» — скрыть выбранный объект\меш
- «Стрелочка» — сделать объект кликабельным или не кликабельным (редактируемый, не редактируемый меш)
- Части тела. Входят в состав Rig-файла. Обычно не кликабельны. «Bottom» — низ; «top» — верх; «feet» — ступни; «head» — внутренняя поверхность рта, язык; «head 2» — голова; «teeth» — зубы
- S4studio_mesh — основной рабочий материал — меш. Количество может быть различным, в зависимости от контента. От 1 до 10. Эти строчки ни в коем случае нельзя удалять или переименовывать, т.к. это сломает ваш материал и меш просто выдаст ошибку при импорте в Sims 4 Studio.
- «Треугольник» — если меш редактируемый (выставлена стрелочка напротив), то кнопка быстро переведёт его в режим редактирования (Edit mode)
- Удалить — щелкнуть ПКМ по строчке — Delete.
- Выбрать сразу несколько объектов — удерживая Shift, щелкнуть ЛКМ по нужным строчкам
- Переименовать — удерживая Ctrl, щёлкнуть ЛКМ по строчке
Rumoruka Raizon
- 11 Авг 2022
- #3
ПЕРЕМЕЩЕНИЕ И ВЫДЕЛЕНИЕ
- Выделить нужный меш — щёлкнуть по нему ПКМ, вокруг него появится светлая обводка
- Свободное перемещение меша — щелкнуть по нему ПКМ и удерживая пару секунд эту кнопку двинуть мышью в нужном направлении. Горячая клавиша — G. Нажать на меш, нажать на G и просто перемещать мышью, без удерживания
- Перемещение меша вдоль оси — выделить меш, нажать на G, нажать на клавишу оси (X, Y или Z) и перемешать мышь
- Перемещение меша вдоль оси. Вариант 2 — выделить меш, нажать на G (или удержать ПКМ пару секунд), двинуть мышью вдоль нужной оси удерживая СКМ
КАМЕРА:
- Вращение камеры — двигать мышь, удерживая СКМ
- Передвинуть камеру — удерживая Shift, зажать СКМ и двигать мышь в нужном направлении
- Привязать камеру к мешу, вернуть камеру к выбранному мешу — цифровая клавиатура — «Num .» Камера будет вращаться только вокруг выбранного меша, пока не привяжите камеру к другому мешу.
- Переключение режима камеры (перспектива \ Ortho) — Num 5
- Приблизить\отдалить — колесико мыши
- Смотреть в проекции — «Num 1 — прямо», «Num 3 — сбоку», «Num 7 — сверху», «Num 9 — снизу». Проекция сбросится при вращении камеры, для передвижения используйте пункт 2. Лучше всего работает в режиме Ortho
ГОРЯЧИЕ КЛАВИШИ РЕДАКТИРОВАНИЯ В OBJECT MODE:
- Увеличить \ уменьшить меш — выделить меш, нажать S (добавить кнопки оси XYZ, если необходимо сделать это вдоль оси)
- Вращение — выделить меш, нажать R (добавить кнопки оси XYZ, если необходимо сделать это вдоль оси)
- Выделить выборочно несколько мешей — удерживая Shift, щёлкать ПКМ
- Объединить несколько мешей в один — выделить несколько мешей (предыдущий пункт) или выделить их в окошке с мешами и нажать Ctrl+J
- Отмена (назад) — Ctrl+Z
- Отмена (вперёд) — Shift+Ctrl+Z
- Копировать меш — выделить и нажать Ctrl+С
- Вставить меш — Ctrl+V
- Удалить — выделить меш, нажать Х, подтвердить во всплывающем окошке
БОКОВАЯ ПАНЕЛЬ ИНСТРУМЕНТОВ OBJECT MODE
Отобразить \ Скрыть панель— кнопка Т
Разберём только 2 верхние вкладки, остальные для креаторства не очень важны