Как оформлять задачи по физике
Перейти к содержимому

Как оформлять задачи по физике

  • автор:

Как оформить задачу по физике. Оформление задач по физике Помни: Оформление задач по физике имеет четкие правила и тебе необходимо всегда их соблюдать. — презентация

Презентация на тему: » Как оформить задачу по физике. Оформление задач по физике Помни: Оформление задач по физике имеет четкие правила и тебе необходимо всегда их соблюдать.» — Транскрипт:

1 Как оформить задачу по физике

2 Оформление задач по физике Помни: Оформление задач по физике имеет четкие правила и тебе необходимо всегда их соблюдать

3 Оформление задач по физике Вопрос задачи Краткое условие задачи Перевод единиц измерения Решение задачи: А) Пояснительный рисунок, Б) исходные формулы, В) математические преобразования, Г) подсчеты, Д) действия с единицами измерения Ответ Область, в которой записывается вопрос задачи Горизонтальная линия Область, в которой записывается краткое условие задачи Вертикальная линия Область перевода единиц измерения физических величин в СИ Область записи решения задачи Область записи ответа

4 Пример За какое времяВася с папой, едущие в автомобиле по со скоростью 72 км/ч, прямолинейному шоссе доедут до дачи, если она находится на расстоянии 60 км от дома? Вопрос задачи Данные условия

5 Пример За какое времяВася с папой, едущие в автомобиле по со скоростью 72 км/ч, прямолинейному шоссе доедут до дачи, если она находится на расстоянии 60 км от дома? Километры надо перевести в метры,а часы – в секунды

6 Пример За какое времяВася с папой, едущие в автомобиле по со скоростью 72 км/ч, прямолинейному шоссе доедут до дачи, если она находится на расстоянии 60 км от дома? Пояснительный рисунок: Схематичное обозначение движущегося тела (автомобиль)АВ

7 Пример За какое времяВася с папой, едущие в автомобиле по со скоростью 72 км/ч, прямолинейному шоссе доедут до дачи, если она находится на расстоянии 60 км от дома? АВ Ответ: Вася с папой доедут до дачи за 50 мин.

Как решать задачи по физике: памятка для чайников

Как решать задачи по физике: памятка для чайников

Все мы когда-то сталкиваемся с решением задач по физике. И надо признаться, что для большинства из нас это не самая долгожданная встреча. Тем не менее, мы знаем, что всего несколько простых шагов и нехитрых действий позволят перейти в отношениях с Физикой «на ты». Решение задач – важная составляющая процесса обучения, которую не стоит недооценивать. Ведь решение физических задач на разные темы выводит понимание физических процессов на качественно новый уровень.

Ежедневная рассылка с полезной информацией для студентов всех направлений – на нашем телеграм-канале.

Если вы ранее никогда не сталкивались с решением задач, встает резонный вопрос: с чего начать?

Как решать задачи по физике

Чтобы решение задач по физике не было не вызывало затруднений, предлагаем следовать при решении любой задачи следующей универсальной инструкции. Совершенно не важно, нужно ли решить задачу на движение или узнать, какое количество теплоты Q выделится в ходе изобарного процесса. Данная инструкция не даст ответа на конкретную задачу, но может сделать ее решение более простым и быстрым.

  • Не спешите и не паникуйте! Помните первое правило путеводителя по Галактике: «Не паникуй». Как правило, стандартные задачи большинства курсов решаются в одно или два (ну ладно, три) действия, и ничего сверхсложного в них нет. Первым делом внимательно прочитайте условие задачи и осмыслите, что в ней требуется найти. Ознакомьтесь с похожими примерами решения задач по физике.
  • Теперь можно оформлять «ДАНО». Аккуратно выпишите все заданные величины и не забывайте о размерностях. Размерности величин целесообразно сразу перевести в систему СИ, чтобы потом не запутаться в вычислениях.
  • Очень важный пункт: РИСУНОК. Да, мы не Пикассо и не Дали, но и наших художественных способностей будет вполне достаточно. Верный поясняющий рисунок к задаче – это залог успеха и правильного решения. Визуализация данных очень хорошо помогает, и не стоит ее недооценивать. Помните, в физических задачках вечно что-то происходит — шайба летит под углом к горизонту, электрон бомбардирует пластину, идеальный газ совершает работу, отец и сын меняются местами в лодке и так далее. Так вот, не ленитесь и нарисуйте это! Причем не просто так, а с указанием действующих сил, векторов скоростей и прочих данных в задаче величин.
  • Теперь, когда вся картина у нас перед глазами,следует понять, на применении какого физического закона построено решение Вашей задачи. Часто это можно узнать чисто интуитивно. Если в задаче идет речь о теле, которое движется по окружности, а найти нужно момент инерции, очевидно, это задача на использование законов динамики вращательного движения. Или если дан путь и время, а найти нужно среднюю скорость – это, конечно, кинематика. Возможно, соответствующий раздел физики непосредственно перед решением задачи будет полезно проштудировать повторно.
  • Настало время подумать, как именно найти искомую величину,зная то, что мы, собственно, знаем. Для удобства можете расположить перед глазами физические формулы. Это поможет быстрее сообразить, что откуда вытекает и как находится. Немного работы мозга — и бинго! Вы уже знаете, что делать дальше.
  • Решение целесообразно записать сначала в общем, буквенном виде. Формулу с буквами нужно привести к максимально простому виду, по возможности упростив ее. После этого можете подставлять числовые значения и переходить непосредственно к вычислениям. В конце не забудьте проверить размерность полученной физической величины. Если нужно было найти скорость, а получились килограммы, значит, где-то в решении спряталась ошибка. Будьте внимательны, и все получится!

Конечно, случается и так, что над задачей приходится попотеть. Бывают такие орешки, которые не удается расколоть с первого раза, особенно без должного опыта. Вы стараетесь изо всех сил, а решение так и не дается? Главное — никогда не сдавайтесь! Просто взгляните на Николу Тесла, и это придаст сил пробовать снова и снова!

Кстати! Для всех наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.

Никола Тесла

Пример решения задачи

Маховик делал 8 оборотов в секунду.Под действием постоянного тормозящего момента 10 Н*м он остановился через 50 секунд. Определить момент инерции маховика.

Итак, начинаем решение. Найти нужно момент инерции — скалярную физическую величину, являющуюся мерой инертности тела во вращательном движении вокруг оси. Запишем дано, нарисуем маховик, и поймем, что задачу нужно решать с помощью основного уравнения динамики вращательного движения, согласно которому результирующий момент внешней силы, действующей на тело, равен произведению момента инерции тела на его угловое ускорение. Получаем решение задачи в следующем виде:

Надеемся, что наша универсальная и проверенная временем памятка по решению физических задач принесет пользу. Ведь лучшие авторы по физике используют ее при решении задач любой сложности. Конечно, в каждой задаче может быть изюминка, и стоит помнить, что индивидуальный подход к задаче – важная составляющая успеха и понимания предмета. Тем не менее, все пункты, приведенные нами в списке, действительно подходят для решения любой задачи. Ну а если остались вопросы – смело задавайте их специалистам студенческого сервиса, они с радостью поделятся своими знаниями!

  • Контрольная работа от 1 дня / от 120 р. Узнать стоимость
  • Дипломная работа от 7 дней / от 9540 р. Узнать стоимость
  • Курсовая работа 5 дней / от 2160 р. Узнать стоимость
  • Реферат от 1 дня / от 840 р. Узнать стоимость

Иван Колобков, известный также как Джони. Маркетолог, аналитик и копирайтер компании Zaochnik. Подающий надежды молодой писатель. Питает любовь к физике, раритетным вещам и творчеству Ч. Буковски.

Как оформлять задачи по физике

Бесплатная рассылка Азы математики

Получите бесплатный курс по основам математики. Эти знания необходимы для решения задач по физике.

Векторная алгебра с нуля!

Бесплатная рассылка Векторная алгебра с нуля!

Получите бесплатный курс по Векторной алгебре. Он необходим для решения задач по физике.

Книги по изучению физики и для подготовки к ЕГЭ

Фото книг по физике

Общие правила решения задач

Эта страница посвящена изложению основных правил, которым нужно следовать при оформлении решения большинства физических задач. Конечно, кто-то может сказать, что все это — азбучные истины. Что ж, тогда можно сразу перейти к задачам, щелкнув по нужному разделу меню. Я же ориентируюсь на тех, "кто в танке".

В физике принято условие задачи представлять в виде краткой записи, где перечисляются основные данные, приведенные в полном условии и указывается, что надо найти. Если в полном условии даются только буквенные обозначения величин, то в краткой записи перечисляются эти буквы. Если, кроме того, даются еще и числовые значения, то указываются и они. Бывает и так, что какой-то параметр задан не буквой, а о нем просто говорится словами, например, "за 2 часа тело прошло восемь километров". В этом случае надо самому выбрать буквенное обозначение параметра. Так, время можно обозначить как t, T, путь — как S, L, d. Вообще, можно, конечно, использовать любую букву любого алфавита, но, все-таки, следует стараться следовать установившимся традициям в буквенных обозначениях тех или иных величин. Что касается записи числовой меры, то здесь надо быть внимательным. Дело в том, что одна и та же физическая величина может быть в полном условии представлена разными числовыми мерами. Так, например, время в одном месте условия может быть представлено годами, в другом месте минутами, а в третьем — секундами. Необходимо вначале выполнить перевод этих разных единиц измерения в какую-то одну единственную, которая и будет применяться при числовых подсчетах. И этот перевод обычно делается, когда записывается краткое условие задачи. Например, в одном месте задачи говорится о двух годах, а в другом — о пяти сутках. Вы же решили, что будете использовать измерение времени в часах. Тогда в кратком условии пишете:
t1 = 2 года = 2·365 сут = 2·365·24 ч = 17520 ч. Аналогично и с другими величинами. Только имейте в виду, что, если, например, Вы решили в качестве измерения расстояний использовать метры, а для измерения времени — секунды, то размерность производных единиц оказывается жестко определенной Вашим выбором. Так, скорость Вы обязаны измерять в м/с, а ускорение — в м/с 2 . И, если в том же полном условии, например, скорость задана в км/ч, то ее обязательно надо перевести в м/с. Допустим, сказано, что v = 72 км/ч. Тогда Вы в кратком условии пишете:
v = 72 км/ч = 72·1000/3600 м/с = 20 м/с, то есть Вы километры перевели в метры, умножив 72 на 1000 (напомню, что в одном километре 1000 метров), а вместо часа в знаменателе поставили 3600 с (в часе, как известно, 3600 секунд). Промежуточные вычисления можно не приводить (Вы их выполняете отдельно, где-нибудь в черновике), а сразу записать:
t1 = 2 года = 17520 ч, v = 72 км/ч = 20 м/с.

Важно! Выбор единиц измерения диктуется не только соображением удобства. Так, гораздо удобнее измерять время обращения планет вокруг Солнца в годах, а не, скажем, в секундах. Диаметр планеты — в километрах, а не в миллиметрах, а длину спичечного коробка — в сантиметрах, а не в метрах. Часто при выборе единиц имерения при решении задач исходят именно из соображения удобства (и я, при показе решений задач, буду иногда так поступать). Здесь, правда, есть одно но. Дело в том, что во всем мире принята единая система, которая диктует выбор единиц измерения. Это — всем известная система СИ (Система Интернациональная). Так вот, в соответствии с принятыми Международными нормами, Вы обязаны использавать не любые единицы измерения, а только те, которые предписаны этой системой. В частности, например, длину следует измерять в метрах, время — в секундах, массу — в килограммах. Про удобство забудьте. Как быть? А быть так: если хотите, чтобы к Вам никто и никогда не придрался, пользуйтесь СИ! Вы всегда сможете аргументировать свой выбор тем, что Вы — законопослушный гражданин и вовсе не собираетесь нарушать Международные соглашения, хотя и глубоко страдаете оттого, что, например, поганую бациллу птичьего гриппа вынуждены измерять в метрах, а не в микронах. Такой, заведомо беспроигрышный подход, оправдан с разных точек зрения. Представьте, что Вы сдаете вступительный экзамен в институт. Перед экзаменатором — проблема, кому отдать предпочтение: и Вы, и Ваш конкурент проявили одинаковые знания из области физики, одинаково нестандартно подходите к анализу сложных физических ситуаций и т.д. И Вы, и Ваш конкурент правильно решили предложенные задачи. Но Вы дали ответ в км/ч, а конкурент — в м/с, то есть в системе СИ. Экзаменатор предпочтет конкурента и всегда аргументирует свой выбор. Так что бдите!

Часто спрашивают, надо ли делать рисунок к задаче? Смотря, какая задача. Бывает, что он и не нужен. А нередко без рисунка и решение выполнить трудно. Общий подход такой: рисунок не помешает никогда. Только не отягощайте его несущественными для данной задачи деталями, и, конечно, делайте его аккуратно, неряшливый рисунок может оказать медвежью услугу.

Из своего опыта преподавания знаю, что многие учащиеся почему-то сразу "бросаются" на числовые значения физических величин, данных в условии задачи. Забудьте на время о числах! Поверьте, для преподавателя или экзаменатора не так важно, проползла черепаха за отведенное время 10 метров или 50 сантиметров. Для него важна логика решения задачи, Ваше умение применять нужные для этого законы, корректное использование математических методов. Поэтому — совет: выполните задачу в общем виде, получите окончательную расчетную формулу, то есть формулу, куда входят величины, данные в условии задачи, а уж потом подставляйте числа и анализируйте полученный результат. Иногда такой анализ может принести пользу. Например, при определении расстояния, пройденного той же черепахой за 10 минут, получилось значение, равное 100 км. Согласитесь, что какая-то странная черепаха получилась. Хорошо, если ошиблись в арифметике, а вдруг сам подход к решению неверен? В любом случае, надо все проверять.

Играет роль и то, насколько аккуратно оформлено решение: если бардак в тетради, то нередко то же самое и в голове. Вообще, решение задачи — это Ваше творчество. Проявите его так, чтобы все убедились в качестве Ваших знаний.

И еще вот на что следует обратить внимание. Очень часто авторы учебников и задачников и, конечно, учащиеся отождествляют искомый параметр с параметром вообще. Попытаюсь на примере объяснить, о чем идет речь. Допустим для решения задачи Вы используете кинематическое уравнение движения: r = vt. Если v = const, то, согласно этому уравнению, радиус-вектор точки линейно зависит от времени, какой бы момент мы ни рассматривали. Время течет, радиус-вектор меняется, но характер зависимости остается прежним. Говорят, что t — это текущее время, а r — это текущий радиус-вектор. Если же мы интересуемся конкретным радиус-вектором в конкретное время, то как нам обозначить эти конкретные значения? Видимо, обозначения r и t для этого уже не подойдут, поскольку так мы обозначили текущие значения. Следовательно, надо выбрать какие-то другие обозначения. Какие? Да какие угодно, например, можно использовать те же буквы, но с индексом (верхним или нижним, буквенным или числовым — неважно). Так, один конкретный момент времени можно обозначить как t1. В этот момент радиус-вектор будет иметь значение r1. В другой момент времени t2 радиус-вектор будет r2 и так далее. Не хотите использовать индекс? Тогда обозначьте конкретные величины другими буквами, не такими, как текущие значения. Надеюсь, теперь Вам понятно, что фраза "Найти значение r радиус-вектора и значение t времени, когда тело достигло максимальной точки подъема" не является корректной. Ведь речь идет о конкретной точке, в которой тело будет находиться в конкретный момент времени и, следовательно, будет иметь конкретный радиус-вектор. Поэтому эти конкретные значения надо обозначить иначе, чем текущие (поставить индексы). Может, кто-то скажет, что мелочи все это. Да, отождествление обозначений текущих и конкретных параметров ошибкой назвать трудно, криминалом это не является. Просто — это признак дурного тона. Это все-равно, как появиться в приличном обществе в грязной обуви и мятом костюме. Тебе ничего не скажут, но мнение о тебе составят, и будет оно ни каким-нибудь неопределенным (текущим), а весьма конкретным. Очень советую с самаго начала приучать себя к аккуратности в обозначениях величин. Физика — не тот предмет, куда можно входить в грязной обуви.

В заключение приведу порядок решения задаx по пунктам. В этих пунктах Вы встретите правила, касающиеся векторных величин. Выше я об этом ничего не говорил, поскольку знаю, что это Вы поймете только после того, как решите (или изучите предлагаемые на этом сайте решения) хотя бы десятка задач. Тем не менее, я включил указанные пункты. После того, как приобретете опыт, вернитесь к ним. Тогда Вы окончательно поймете, что к чему. Итак,

Порядок решения задач

  1. Сделать краткую запись условия задачи, где отразить все встречающиеся в задаче данные и соотношения между ними. Буквенное обозначение данных (если оно не приведено в условии задачи) выбирать в соответствии с принятыми в физике символами. Приведенные в задаче числовые значения физических величин перевести в систему СИ. В краткой записи условия также отразить искомые величины. Принято после буквенных символов этих величин (или искомого соотношения между ними) ставить знак вопроса.
  2. Желательно сделать рисунок в соответствии с условием задачи. Обычно это оказывает большую помощь в решении. Рисунок не должен быть мелким. Выполнять его надо аккуратно, не загромождая ненужными или несущественными деталями.
  3. Если в задаче фигурируют векторные величины, необходимо выбрать систему отсчета. В качестве системы координат часто выбирают прямоугольную систему. При этом, если векторные величины, встречающиеся в задаче, действуют вдоль прямой, то пользуются одной координатной осью (любой), расположенной вдоль этой прямой. Если векторы расположены в плоскости, пользуются двумя осями, если в пространстве – тремя.
  4. Выбор направления осей и начала координат произволен. Однако его стараются сделать таким, чтобы решение получилось проще, но это приходит с опытом, накопленным при решении задач.
  5. Сделать математические записи соотношений, куда входят векторные величины. Эти соотношения должны соответствовать физическим процессам, анализу которых и посвящена данная задача.
  6. Спроектировать указанные соотношения на выбранные координатные оси.
  7. Вновь записать полученные в проекциях соотношения, но уже для конкретных физических параметров (например, для конкретного времени, скорости и т. д.).
  8. Полученные выражения будут такими же, как предыдущие (п. 5), только обозначениям конкретных параметров либо придать другие буквенные символы, либо, если принято решение оставить символы прежними, сопроводить их, например, каким-либо индексом (верхним или нижним).
  9. Пользуясь методами векторной алгебры, найти те проекции векторных величин, для определения которых достаточно данных, приведенных в условии задачи. При этом проекции векторов окажутся выраженными через их модули, которые либо приведены в условии задачи, либо их нужно найти.
  10. Используя полученные соотношения и привлекая в случае необходимости другие скалярные соотношения между данными условия задачи, находят неизвестные величины. Правильность полученного математического выражения для искомой величины целесообразно проверить по соответствию размерности, полученной из формулы, той размерности, которая принята для этой величины.
  11. В последнюю очередь (если того требует условие задачи) в конечную формулу подставляют числовые значения.
  12. Полученные числовые значения искомых величин желательно проанализировать с точки зрения их реальности. Если, например, масса комара окажется равной нескольким тоннам, а скорость автомобиля окажется близкой к скорости света, то вначале следует проверить правильность числовых расчетов и уже потом – весь ход решения задачи.

Пожалуйста, не забудьте поделиться о прочитанном со своими друзьями в соц. сетях (см. кнопки ниже).

Физика на «5»

Популярно,доступно и занимательно о физике для тех школьников кто любит учиться, любознателен и хочет знать больше.

Страницы

  • Главная страница
  • 8 класс
  • Физика 9 класс
  • 10 класс
  • Тесты
  • А знаешь ли ты?
  • Забавные задачи
  • Физика 7 класс

Обо мне

Моя фотография Седых Валентина Ивановна г.Малоярославец, Калужская обл, Russia Учитель физики и информатики высшей категории МОУ средняя школа №1.Стаж работы по специальности более 25 лет. Люблю свою работу: приятно открывать учащимся тайны своего предмета. Мне интересны мои ученики – это мир детства, творчества и фантазии. Они заражают жаждой жизни и познания мира. Просмотреть профиль

воскресенье, 8 января 2012 г.

Общие правила оформления задач по физике

1 . Итак, внимательно читаем условия задачи и разбираемся, на какую тему эта задача, т.е. о каких величинах идет речь, какие физические процессы рассматриваются в данной задаче.
Иногда, не обратив внимания на одно единственное слово в условиях, вы не сможете далее решить задачу!

2. З аписываем краткие условия в левом столбике под словом «Дано», сначало буквенное обозначение физической величины, затем ее числовое значение .
Обратите внимание , иногда какие-то данные записываются в условии не числом, а словами. Например: вода при кипении. Вспомните температуру кипения воды при нормальных условиях и запишите ее числом +100 градусов по шкале Цельсия.
Всегда оставляйте свободное место в этой колонке, ведь в процессе решения могут понадобиться дополнительные справочные данные, о которых вы даже не подозревали вначале.

Записывайте числовые данные с единицами измерения . Это обязательное требование при решении задач по физике!
Если запись единицы измерения представляет собой дробь записывайте ее только с горизонтальной дробной чертой. Сколько раз такая правильная запись помогала уйти от ошибок!

Определитесь с тем, что же надо найти в задаче, и запишите буквенное обозначение этой физической величины под словом «Найти». Проверяющий не будет делать вам снисхождения, если вы рассчитаете другую величину! В этом случае задача не будет засчитана!
«Какие никому не нужные тонкости!»-думаете вы сейчас. Но придет час контрольной или экзамена, и они сослужат вам хорошую службу!
3. Обычно решение задачи проводят «в системе СИ» .
Не забудьте рядом с краткими условиями выделить столбик для перевода единиц в систему СИ ( даже, если это и не требуется в данной задаче).
Трудный перевод всегда можно письменно сделать в решении.

4. Существуют задачи, решение которых немыслимо без чертежа !
Например, задачи на движение: координатная ось, вектора скорости, ускорения, перемещения, действующих сил . Зачастую именно чертеж позволяет разобраться в такой задаче.
И даже, если задача не на движение, рисунок к задаче поможет вам.

5. А теперь непосредственно запись решения ! Помни!
В физике любому расчету должна предшествовать запись формулы , а все величины в решении должны записываться с единицами измерения.
Решать задачу можно двумя способами :
а)решать по действиям ;
б)решать в общем виде , т.е. сделать вывод окончательной формулы, а затем один завершающий расчет. Подобное решение является «высшим пилотажем» для учеников 7-9 классов, а для старшеклассников — просто обязательно!
Но уж если не вышло решить задачу в общем виде, то хотя бы по действиям. Она ведь все-таки будет решена!
Иногда решение задачи вам очевидно, а иногда вы не знаете, «с какого конца» за нее взяться. Во втором случае помогает раскручивание решения с конца. Подумайте, что вам надо знать для расчета искомой величины? И решайте задачу как бы в обратную сторону.Она все-таки обязательно получится!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *