Для чего предназначен оператор readln a
Перейти к содержимому

Для чего предназначен оператор readln a

  • автор:

Для чего предназначен оператор readln a

Оператор присваивания
Используется для изменения значений переменных. В языке Паскаль эта команда обозначается так:

<имя переменной>:=<выражение>

При этом значение выражения из правой части команды присваивания заменяет текущее значение переменной из левой части. Тип значение выражения должен совпадать с типом переменной. Выражение может быть арифметическим, логическим или литерным. Важно, чтобы тип величины был согласован с видом выражения.
Пример:
а:=2; b:=8;
S:=а+b;
После выполненных последовательно данных трех команд переменная S принимает значение равное 10.

При помощи оператора присваивания переменной могут присваиваться константы и выражения, значения переменных любого типа.
Как только в программе встречается переменная, для неё в памяти отводится место. Оператор присваивания помещает значение выражения в место, отведённое переменной.
Если в процессе выполнения программы встречается переприсваивание (т.е. та же самая переменная принимает другое значение), то старое значение переменной стирается, на свободное место записывается новое значение. Команда присваивания позволяет лучше понять смысл слова переменная (т.е. меняющая своё значение по ходу программы).

Оператор ввода и вывода

Для ввода исходных данных используются операторы Read и ReadLn.

Read (список переменных);

Readln (список переменных);

Переменные в списке отделяются друг от друга запятой. Переменные могут быть целого, вещественного, символьного, логического, строковых типов.

При вводе с клавиатуры информация представляет собой строку символов. В процессе ввода происходит автоматическое преобразование строковых значений к типу переменных, входящих в список ввода. При наборе информации с клавиатуры данные сначала помещаются в виде строки в буфер ввода. Преобразование и передача значений из буфера ввода в переменные списка возможно, только если в буфер ввода введен признак конца строки. Этот символ вводится нажатием клавиши Enter .

При вводе значений из буфера используется указатель считывания. Процедура Read ожидает ввод с клавиатуры значений переменных из списка.

Ввод значений числовых переменных завершается символом пробел, Tab , признаком конца строки – Enter .

В качестве значения символьной переменой используется любой символ, на который в данный момент указывает указатель считывания. Признаком конца строкового значения является признак конца строки.

Процедура readln после ввода значений всех переменных списка очищает буфер ввода.

Пример 1.

Если использовать оператор Readln ( a , b ), то можно использовать те же самые способы ввода – а и б.

Пример 2.

Var a, b, c:integer;

Пусть a =5, b =1, c =1, тогда ввод можно осуществить следующим образом:

Если в программе записать

то ввод осуществляется следующим образом:

Пример 3.

Пусть a =’+’, b =’8’, то ввод осуществляется следующим образом:

Оператор readln ; используется для приостановки работы программы, он ожидает нажатия клавиши Enter .

Для вывода данных используются процедуры Write и Write Ln.

Оператор вывода имеет вид:

Write (список выражений);

Writeln (список выражений);

Выражения в списке отделяются запятой. Значения выражений могут быть целого, вещественного, символьного, логического, строковых типов.

Вещественные значения выводятся в экспоненциальной форме. Процедура Write выводит значения из списка подряд и устанавливает курсор в следующую позицию после последнего символа.

Процедура Writeln выводит значения из списка подряд, но после вывода последнего значения переводит курсор в первую позицию следующей строки экрана.

Операторы read и readln. Процедуры ввода информации

Операторы read (считывать) и readln, который происходит от двух английских слов read (считывать) и line (строка) используются в программах для ввода информации в память компьютера и «считывания» значений в переменную.

Рассмотрим работу этих операторов и процедур ввода информации.

В нашей программе есть процедура readln(a). При выполнении программы, встретив оператор readln, компьютер приостановит работу в ожидании ввода информации. После того, как мы введем с клавиатуры значение переменной a — 16, компьютер присвоит это значение переменной a, т.е. отправит его в ячейку памяти с именем a и продолжит выполнение программы. Этот процесс мы называем «считыванием» значения в переменную.

Итак, процедуры read и readln «считывают» значения переменных и присваивают их тем переменным, которые записаны в них.

Таких переменных может быть несколько, тогда они записываются в этих операторах через запятую, например:

read(a, b, c, n, g, j, i), readln(e,f, k, p, d) и т.п.

Чем же отличается работа процедур read и readln?

Процедура read потребует после себя ввод или вывод информации в одну строку, а процедура readln дает возможность после себя вводить и выводить информацию с начала новой строки.

В программе: write(‘Введите значения a и b ‘); read(a, b);

write(‘Ввод информации в одну строку’);

При выполнении этой части программы, на экран будет выведено все то, что записано в первом операторе write, затем в той же строке будет находиться курсор, и компьютер будет ждать ввода значений a и b. Введем их значения — 2 и 3, разделяя их пробелом или, иначе говоря, через пробел. После этого, в той же строке будет выдана информация записанная в следующем операторе write.

Введите значения a и b 2 3 Ввод информации в одну строку

writeln(‘Введите значения a, b и c); readln(a, b, c);

writeln(‘Ввод и вывод информации с начала строки’);

Введите значения a, b и c

Ввод и вывод информации с начала строки

Арифметические операции с целыми числами. Переменные целого типа. Вещественный тип

В языке Паскаль используются целые числа, к которым относятся все натуральные числа, образовавшиеся в процессе подсчета предметов: 1, 2, 3, 4, 5, 6, . ; отрицательные числа: . -6, -5, -4, -3, -2, -1 и число ноль: 0. Целые числа образуют следующий ряд:

. -6, -5, -4, -3, -2, -1, 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, .

В Паскале допускается диапазон целых чисел от -32768 до 32767.

Переменные, принимающие целые значения, записываются в разделе описаний с указанием типа integer (целый).

Например: var a, b, c, a1, b34, nomb: integer;

Значения другого типа этим переменным в одной программе присвоить нельзя.

Линейная программа. Операторы ввода – вывода

Ввод данных — это передача информации от внешних устройств в оперативную память. Вводятся, как правило, исходные данные решаемой задачи.

Ввод исходных данных, над которыми должны выполняться преобразования в программе, можно организовать различными способами.

Рассмотрим эти способы.

Ввод с клавиатуры

Процедура ввода с клавиатуры имеет следующий формат:

Read (<список ввода>);

Здесь <список ввода> — это последовательность имен переменных, разделенных запятыми, a Read (читать) — оператор обращения к стандартной процедуре ввода. Например:

При выполнении этого оператора работа компьютера прерывается, после чего пользователь набирает на клавиатуре значения переменных а, b, с, d, отделяя их друг от друга пробелами. При этом вводимые значения высвечиваются на экране. В конце набора нажимают клавишу <Enter>: Ввод значений должен выполняться в строгом соответствии с синтаксисом языка Паскаль.

Например, при выполнении ввода в программе

Если в программе имеется несколько операторов Read, то данные для них вводятся потоком, т.е. после считывания значений переменных для одного оператора Read данные для следующего оператора до окончания строки считываются из той же строки на экране, что и для предыдущего затем происходит переход на следующую строку. Например, при выполнении ввода в программе

Здесь ReadLn (от read line) — считать строку. В отличие от оператора Read после считывания последнего в списке значений для одного оператора ReadLn данные для следующего оператора ReadLn будут считываться с начала новой строки. Если в предыдущем примере заменить оператор Read на ReadLn, т.е. записать

Эти операторы позволяют выполнять программу с различными значениями исходных данных.

Данные логического типа вводить с клавиатуры нельзя.

Ввод с помощью константы

В разделе объявления констант происходит одновременное определение типа данных и их значений:

Типизированная константа в отличие от простой константы может изменять свое значение в программе.

Ввод с помощью оператора присваивания

Оператор присваивания (:=) является основным оператором языка; он предназначен для изменения значения данных. Его обобщенный вид:

при этом тип переменной и тип значения должны совпадать.

Обратите внимание: каждое объявление и каждый оператор заканчиваются знаком «;».

Ввод с помощью датчика случайных чисел

Датчик случайных чисел используется в программах для генерации случайных значений.

Для того, чтобы в результате всегда выводились разные случайные числа в начале программы, вызывается стандартная процедура Randomize.

Затем в разделе операторов вызывается функция Random или Random (Р), где P – целое число.

В этом случае переменная Х примет в качестве своего значения целое случайное число в диапазоне от 0 до 39, а переменная Y – случайное число в диапазоне от 0 до 1.

Pascal: Занятие №1. Часть 2: Операторы WriteLn и Readln в Pascal

Оператор writeln (от англ. write line — написать строку) или write (от англ. write — написать) — оператор вывода в Паскале, т.е. служит для вывода на экран каких-либо данных (просто текста, результатов выполнения программы, значений переменных и т.п.).

оператор write и writeln

Если необходимо после вывода перейти на другую строку, то используется оператор writeln () .

Результат:

Рассмотрим примеры задач с использованием вывода Writeln в Pascal:

Write(‘Сумма 5 + 6 = ‘,5+6);

Результат: Сумма 5 + 6 = 11

Результат: Привет

Результат: AB

Результат:
A
B

Print — это оператор, позволяющий выводить результаты на монитор. При выводе текста нужно заключать его в апострофы (одинарные кавычки). Похожий оператор PrintLn — после вывода автоматически переходит на следующую строку.
1 способ:

begin var n:integer; n := 5; n := n * n; print(‘n =’,n); // n = 25 end.

2 способ (форматный вывод):

begin var a:=1.2; var b:=4; var c:=a+b; WritelnFormat (‘f(<0>, <1>) = <2>‘, a, b, c); end.

var x := 5; var y := 6; var res := x + y; Print($’Сумма + = ‘); // Сумма 5 + 6 = 11

[Название файла: L1task1.pas ]

В среде Pascal можно использовать так называемые сниппеты (snippets): — фрагменты названий функций для быстрого их добавления в код:

Оператор присваивания и оператор Readln в Pascal

Оператор присваивания

Обычно программе для решения какой-либо задачи требуются данные. Данные хранятся в переменных, которые имеют свои идентификаторы (имена), например, идентификаторы X или Y , или более длинные идентификаторы переменных — number1 , counter и т.п.

Чтобы задать переменной какое-либо значение используется оператор присваивания. Оператор присваивания в Паскале обозначается как := , выполняет правую часть выражения и присваивает результат переменной, расположенной в левой части выражения:

оператор присваивания

Пример:

a:=2; writeln(‘квадрат ‘,a,’=’,a*a);

begin var n:integer; // объявление переменной n:=1; // присваивание

2 method (канонический):

begin var n:=1; // объявление переменной и присваивание значения => инициализация

Ввод данных

оператор read

Но часто в программе необходимо запрашивать данные (т.е. вводить значения переменных с клавиатуры, а затем использовать эти значения для решения поставленной задачи). Для ввода данных используется оператор ввода read или readln , в Паскале разницы между ними при вводе практически нету (на данном этапе знаний).

Пример использования readln в Pascal:

Writeln(‘Введите число’); readln(a); writeln(‘квадрат ‘,a,’=’,a*a);

то же самое, что и read:
Пример использования read в Pascal:

Writeln(‘Введите число’); read(a); writeln(‘квадрат ‘,a,’=’,a*a);

Если запрашиваются две переменные, то можно перечислять их через запятую:

Writeln(‘Введите два числа’); read(a,b); writeln(‘сумма чисел = ‘,a+b);

1

begin var n:integer; // n — целочисленная переменная read(n); // ввод значения и сохранение его в переменной n

begin var n:real; // n — переменная вещественного типа read(n);// ввод значения и сохранение его в переменной n

// n — целочисленная переменная и мы вводим значение и сохранением его в переменной n var n:=ReadInteger(); // х — переменная вещественного типа и мы вводим значение и сохранением его в переменной х var x:=ReadReal();

3 способ (кортежное присваивание):

var n1, n2: integer; // объявление двух переменных (n1, n2) := (1, 2); // 1 присваивается переменной n1, 2 присваивается переменной n2 // Кортежное присваивание позволяет коротко записать обмен двух переменных значениями: (n1, n2) := (n2, n1); // n1 = 2; n2 = 1

// n1 и n2 — целочисленные переменные и мы вводим для них два значения var(n1, n2) := readInteger2;

Обычно перед вводом выводится поясняющее сообщение о том, какие данные должны быть введены:

var x := ReadInteger(‘Введите x:’); var y := ReadInteger(‘Введите y:’); var res := x + y;

Кроме того, оператор ReadInteger или ReadReal может быть использован непосредственно в процедуре Print , т.е. в выводе. Например, так можно посчитать площадь прямоугольника:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *