ТОП-10 программ для записи и обработки вокала – лучшие редакторы голоса для песен
4.0 Оценок: 10 (Ваша: )
Лучшие программы для записи и
редактирования вокала для новичков
Существует несколько вариантов создания голосовой дорожки, в том числе вы можете записать песню с обработкой голоса онлайн на специальных сайтах. Однако более удачным решением будет использование десктопного софта, ведь только они предоставляют полный спектр возможностей. В данном разделе мы собрали лучшие редакторы на русском языке для пользователей с начальным уровнем навыков. Эти рекордеры отличаются удобным управлением и доступными системными требованиями.
Audacity
- Можно записать трек с нуля или продолжить запись в существующий трек;
- Поддерживается работа в режимах моно и стерео;
- Можно вести аудио на отдельных дорожках;
- Выбор источников захвата звука.
- Не поддерживает некоторые аудиокодеки;
- Управление не очень удобное;
- Большинство инструментов требуют ручной настройки;
- Требуются познания в аудиомонтаже не ниже среднего.
АудиоМАСТЕР
- Удобный русскоязычный интерфейс;
- Встроенные подсказки для начинающих;
- Не требует настройки и каких-либо технических знаний;
- Поддерживается захват практически с любого источника;
- Инструменты улучшения голоса, в том числе автоматические.
- Запись ведется только на одну дорожку;
- Демо версия имеет ограничения в использовании.
Power Sound Editor Free
- Интегрированный набор автоматических инструментов;
- Захват звука с любого источника;
- Не требует дополнительных настроек;
- Удобен и прост в управлении.
- Только на английском языке;
- Бесплатный вариант поддерживает экспорт только в WAV;
- Блокируется большинством антивирусов при попытке установить дистрибутив.
WavePad
- Имеется полнофункциональная бесплатная версия;
- Гибкая настройка записи;
- Поддерживается захват в режиме мультитрекинга;
- Имеется версия для Андроид и Айфон.
- Бесплатная версия имеет ограничение на 10 треков;
- Сложная навигация и перегруженное меню;
- Отсутствует русскоязычная локализация.
AVS Audio Editor
- Поддержка записи на несколько дорожек;
- Удобный инструмент микширования в реальном времени;
- Можно накладывать эффекты прямо во время записи;
- Удобный настраиваемый интерфейс.
- В бесплатной версии накладывается голосовой логотип;
- Потребляет много системных ресурсов;
- Требуется установка дополнительных драйверов.
Профессиональные редакторы для комплексной обработки голоса
Для опытных пользователей также существует несколько вариантов работы. Если требуется быстрая и качественная обработка голоса онлайн с эффектами для песни в домашних условиях, можно присмотреться к сайтам наподобие VoiceMaker или AudioMass. Однако продвинутая работа возможна только на ПК. Далее собраны решения, позволяющие не только захватить сигнал, но также обработать и улучшить аудиодорожку на профессиональном уровне.
n-Track Studio
- Продвинутый микшер треков;
- Огромная коллекция премиум-плагинов;
- Поддерживается захват с нескольких устройств;
- Эквалайзер с большим количеством готовых пресетов.
- Требуется время для освоения;
- Не подходит для слабых компьютеров;
- Длительный процесс экспорта.
Reaper
- Удобный настраиваемый интерфейс;
- Мультитрековая запись и микширование;
- Возможность подключать сторонние плагины;
- Минимальная нагрузка на системные ресурсы.
- Высокая цена лицензии ($60 для некоммерческих проектов, $225 для профессиональных);
- Небольшой выбор форматов для экспорта (MP3 или WAV);
- Отсутствует русскоязычная локализация.
Adove Audition
- Создание высококачественного звука даже при плохом оборудовании;
- Множество обучающих материалов в формате статей и видео;
- Многодорожечная запись;
- Синхронизация с устройствами, в том числе работа на телефоне.
- Высокие системные требования и сильная нагрузка на ЦПУ;
- Высокая стоимость лицензии;
- Требуется установка пакета Creative Cloud.
FL Studio
- Несколько типов записи: отдельный файл, часть проекта, нотации и заметки;
- Большой набор аудиоэффектов и фильтров;
- Продвинутый многодорожечный микшер;
- Наложение эффектов во время аудиозахвата и предпрослушивание.
- Перегруженный интерфейс, который сложно освоить;
- Сильная нагрузка на процессор;
- Нет русскоязычного перевода.
Ableton Live
- Поддержка работы в режиме мультитрекинга;
- Не требует установки дополнительных драйверов;
- Возможности автоматизации рутинных процессов;
- Интуитивно-понятный пользовательский интерфейс.
- Распространяется на английском языке;
- Запись нельзя поставить на паузу, только остановить;
- Требует повышенных знаний редактирования.
Чек-лист по записи и обработке вокала в домашних условиях
Для профессионально звучащего аудио требуется соблюдать определенные правила.
- Правильно подберите микрофон. Если вы создаете контент, в котором не очень важно качество звука, например, развлекательный ролик для YouTube, сойдет USB-устройство. Для подкастов лучше выбрать динамический микрофон – он лучше фильтрует шумы и создают теплое звучание. Для пения идеальным выбором станет конденсаторный тип – он лучше передает средние и высокие частоты.
- Подготовьте помещение. Отделайте комнату звукопоглощающими материалами: поролоном, пенопластом и т.д. Необязательно обивать ими всю комнату, достаточно создать абсорбирующую панель позади микрофона.
- Приобретите дополнительную технику. Приобретите качественные наушники, которые позволят вам услышать малейшие нюансы вашего голоса. Также советуем установить поп-фильтр: он поможет избежать дефектов звука вроде дыхания во время пения, внезапных звуковых перепадов и пр.
- Используйте шпаргалки. Даже если вы знаете свою партию наизусть, все же стоит держать перед собой текст песни или сценарий. Это позволит вам расслабиться, так как вы не будете бояться ошибок.
- Сохраняйте «сырую» звукозапись. Перед тем, как обрабатывать созданный файл, сохраните оригинальный трек. Так вы сможете создавать различные вариации и сравнивать их.
Итоги
Выбирая программы для записи вокала и обработки, отталкивайтесь от нескольких факторов: уровень ваших знаний, сложность задачи и системные показатели компьютера. Для новичков наилучшим выбором станет АудиоМАСТЕР или Аудасити. Они достаточно просты в управлении, предлагают весь необходимый для старта набор функций, а также совместимы со всеми версиями Windows и не требовательны к ресурсам.
Профессиональным звукорежиссерам подойдет редактор вокала Adobe Audition. Он разработан специально для профи и исполнителей, стремящихся к этому уровню. Программа укомплектована полным набором плагинов для редактирования голоса. Софт достаточно интуитивен относительно управления и подойдет в том числе пользователям со средним уровнем навыков.
Редактирование голоса. Тюнинг вокала. Автотюн. Elastic audio.
Редактирование голоса, тюнинг интонирования — это то, что позволило в начале 2000х вылезти на сцену сотням не умеющих петь исполнителей. Цифровые технологии и Фурье-преобразования позволяют разложить одноголосную мелодию в набор нот. И конечно же, смотреть и изменять высоту этих нот. Причем, речь не только о вокале, но и о любом другом инструменте. Лишь бы одновременно звучала только одна нота. Все духовые и струнные тоже отлично тюнятся! Сказочные возможности для любого музыканта, не правда ли?:)
Когда после перестройки нашу эстраду захлестнула волна фонограмм, у продюсеров еще все-таки оставалась головная боль — из артиста хотя бы один раз нужно было выжать хорошее исполнение, записать его в студии. А если артист мажет мимо нот или плохо соображает — одну песню можно записывать более двух дней! При этом и артист устает, психует, не понимает, что еще от него хотят. И звукорежиссер не рад такой работе. Получается достаточно дорогое производство фонограммы…
Но дальнейшее развитие компьютеров полностью решило часть проблемы. Теперь, если у артиста хорошая внешность и\или приятный тембр голоса — уметь петь ему совсем не обязательно. Достаточно кое-как напеть, без совсем уж сильных въездов в ноты, и дальше звукорежиссер все вычистит-выправит. Попадать в ноты не обязательно. Грубо говоря, запись будет звучать настолько хорошо, насколько хорошо от природы звучит тембр голоса певца. И выправка вокала в одной песне — максимум три часа работы.
Понятно, что платить за работу глупой симпатичной девочке, которая в ноты-то попасть не может, можно на порядок меньше, нежели певице с образованием, отучившейся 5-15 лет. А когда концерты можно проводить под фонограмму — вообще нет никакого смысла нанимать профессионалов. Это убыточно!
Радует, что последнее время интерес публики к живым выступлением повысился и все больше молодых отечественных артистов работает в живую. Впрочем, ладно. Это было небольшое лирическое отступление на тему сегодняшней статьи:) Сегодня я покажу, как редактировать голос, как вычистить из него все неправильные ноты.
Записываем голос под минусовку
Добавляем минусовку на «Дорожку 1»: File->Import->Load audio file, там выбираем скачанный файл. На «Дорожке 2» настраиваем запись с микрофона (как это сделать описано тут). Включаем запись и поем какой-нибудь фрагмент. Я спел припев. Вот что получилось:
Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.
Готовим дорожку к тюнингу
Вокал звучит задавленно. Нужно его скомпрессировать. Я расскажу об этом подробнее в следующих статьях. Сейчас Вы можете ничего не делать (или сделайте дорожку с минусовкой потише). Я же повесил на дорожку с вокалом компрессор Waves RVox со значением Comp «-18db». Вот как изменилось звучание голоса:
Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.
Да… До звания ‘певец’ мне очень далеко:) Не очень благозвучно, грязненько, а в одном месте спета вообще не та нота! Но ничего страшного, сейчас все исправим и зазвучит чище;)
Для начала, разрежем вокал по фразам. Так будет в дальнейшем проще монтировать — заменять или двигать фрагменты. При нарезке уже затюненных фрагментов иногда возникают глюки программы.
- Выберите нужный объект (щелкаем левой кнопкой мыши).
- Переместите указатель воспроизведения (вертикальная линия на весь экран) на место разреза (щелкните левой кнопкой мыши на горизонтальной метрической шкале над рабочей областью; см. цифру 48 на моей картинке — это и есть метрическая шкала).
- Нажмите на клавиатуре клавишу «T» (или в меню Edit->Split->Split objects).
Если у Вас слишком мелкий масштаб рабочей области, скорректируйте ее с помощью кнопок ‘+’ и ‘-‘ справа внизу.
Я начну исправлять с самой грубой ошибки — в пятом фрагменте я спел вообще не ту ноту. Нажимаем правой кнопкой на пятый фрагмент, в появившемся меню выбираем «Object editor». В нем — слева «Time Pitch«, а там нажимаем кнопку «Elastic Audio».
Elastic audio. Как пользоваться тюном?
Итак, мы зашли в модуль для тюнинга звука Samplitude. У него есть два режима работы — Relative и Direct. Первый позволяет без анализа содержимого звуковой дорожки влиять на высоту звука — поднять или опустить относительно первоначального состояния. В этом режиме удобно работать, если нужна грубая корректировка «на слух», либо если второй режим плохо распознает ноту.
Нам интересен второй режим — Direct. Он позволяет проанализировать звуковой фрагмент, отображает график изменения нот во времени. Когда мы заходим сюда впервые — анализ еще не проведен и звуковой фрагмент выглядит монолитно.
На панели слева внизу нажимаем кнопку Detection. Elastic Audio проанализирует фрагмент и картинка изменится.
Обратите внимание на ноту в начале 52 такта. Что-то среднее между ми-бемоль и ми. Но в песне на этом месте нота фа. Перетащим эту ноту мышкой повыше.
Прослушаем фрагмент (мышкой нажимаем на метрическую панель сверху в нужном месте, затем нажимаем ‘Пробел’ для воспроизведения). То-то, теперь звучит хорошо! Будто так и спел:)
Ну, если придираться, то немного слышно ненатуральность голоса по сравнению с соседними нотами. Когда изменяешь высоту ноты более, чем на пол тона — это ощутимо. А если более чем на полтора тона — может зазвучать криминально. Но в данном случае будет незаметно. Особенно, если наложить реверберацию.
Настройка тюнера Algorithm
Важной настройкой для каждого аудио фрагмента является Algorithm. До манипуляций это поле содержит Standart. После манипуляций автоматически включается Resample. Есть и другие значения, например — Monophonic voice и Smooth. Чем они отличаются?
Математическим алгоритмом — за счет чего будет меняться высота звука. В случае Resample будет изменяться скорость. Самый натурально-звучащий режим. Если мы понизили ноту — она будет звучать дольше. Повысили — короче. Как на пленочном магнитофоне — в ускоренном режиме голоса звучат выше. Это единственный режим, когда звуковой сигнал не достраивается компьютером. Обратите внимание, что если сильно изменить первую ноту в длинном фрагменте — все остальные ноты уедут по времени вперед или назад! Отчасти из-за этого нужно нарезать звуковую дорожку до Elastic Audio.
Используйте Resample, если нужно исправить всего одну ноту, а ее длительность не критична. Предварительно вырежьте эту ноту (до Elastic Audio), чтобы другие не съехали по времени.
Остальные алгоритмы оставляют длительность звука неизменной. Если Вы подняли ноту, то чтобы не произошло укорачивания звука, программа достроит недостающую длину на основе оригинального фрагмента. Другими словами, синтезирует ее. Аналогично и с опусканием ноты — тогда на основе оригинального удлинненого сигнала будет рассчитан усредненный с длительностью, как у оригинала.
Я обычно использую Monophonic Voice. При некоторых правках возникают щелчки — тогда я пробую другие алгоритмы. Или более мелко нарезаю сигнал перед Elastic Audio. Сейчас выберем именно Monophonic Voice.
Справа снизу нажимаем OK и закрываем Object Editor. Так мы исправили одну ноту. Конечно, в целом запись не стала звучать чище — остальные ноты-то такие же лажовые, как и были. Поэтому аналогичным образом просматриваем все фрагменты и вносим исправления.
Нюансы тюнинга вокала
Автоматическая подстройка ноты
В Elastic Audio выделите нужные фрагменты и нажмите кнопку Tone: Tune слева-снизу. Программа автоматически подвинет ноту по высоте к ближайшему полутону. Когда нота исполнена с какой-либо вибрацией, на глаз определить высоту звука сложно (из-за неравномерной амплитуды). Есть два пути — либо руководствоваться слухом, двигать и переслушивать; либо использовать автоматическую подстройку.
Обратите внимание, что автоматическая подстройка срабатывает, видимо, по среднему значению. То есть если фрагмент не порезан на ноты, но реально представляет из себя два разных по высоте звука, результат подстройки может оказаться неправильным. Ровно как и со въездами/съездами — они могут помешать правильной работе автоподстройки.
Автоматическая перерисовка ноты
Я не пользуюсь этим режимом и не буду про него рассказывать. Поэкспериментируйте сами — за него отвечает вторая кнопка Tune, расположенная чуть выше чем та, о которой шла речь выше.
Некорректное распознавание нот — въезды и согласные
Некоторые ноты могут не распознаваться, либо распознаваться неверно. Причиной может быть хитрое или неправильное звукоизвлечение, плохая дикция. Например, въезд в начале ноты или съезд в конце. На картинке снизу (изображено самое начало припева) присутствует сразу несколько таких ошибок. Первый и третий синие прямоугольники — это неверное распознавание на въезде и согласном звуке. Видно, что в неправильном синем прямоугольнике почти нет полезного содержания — мало изображения звукового сигнала и много пустоты. Можно не обращать внимание на такие вещи. Чаще всего я не трогаю такие звуки, реже — исправляю вместе с соседним слогом (выделяю и двигаю сразу два).
Некорректное распознавание нот — недоразделенные ноты
Иногда программа неправильно бьет ноты по длительностям. Рассмотрим 4 и 5 фрагменты с предыдущей картинки укрупненно.
Здесь присутствуют два слога. Текст «вглу-ХУ-Ю». Но программа распознала только снятие слога «Ю» как отдельную ноту. Хотя на картинке видно, что слог изменился раньше (понижение графика в правой части). Чтобы исправить такие места, их можно разрезать. Для этого на панели инструментов сверху есть кнопочка «Cut» с изображением ножниц. Выбираем ее.
Теперь разрежем ноту.
Ну вот. Ее можно двигать отдельно.
Ошибки интонирования, которые нельзя исправить подвинув ноту целиком
Присмотритесь к предыдущему изображению и прислушайтесь к записи. Слог «вглу-ХУ» дергается, дрожит в начале. Звучит неприятно. Используем инструмент «Pen» (карандаш), чтобы перерисовать ноту.
Вместо дерготни проведем более-менее гладкую линию (стремиться рисовать прямые не надо, это будет звучать неестественно).
Ноты можно тянуть за один конец, а другой будет оставаться на оригинальном месте
Такой метод хорош, когда исполнитель взял ноту точно, но под конец сполз. Или наоборот. В общем, если ноту перекосило. В комбинации с другими способами правки — очень эффективно.
Комбинированные методы
Конечно, часто все не так просто исправляется и нужно применять комбинации всех вышеописанных методов. Резать цельную ноту на части, двигать концы одних частей, перерисовывать другие части, поднимать или опускать целиком третьи…
Заключение
После того, как я выправил свой записанный голос, получилось следующее:
Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.
Согласитесь, звучит поприличнее?:) В будущем перепишем пару слов, подвигаем уже записанные и наложим реверберацию. Уведем поглубже в микс, подожмем — будет еще приличнее!;))))
Вот и все, что я использую, когда исправляю интонирование🙂 Есть различные плагины, выполняющие корректировку в автоматическом режиме. Солирующий инструмент или вокал — это не то, к чему допустимо применять автоматику. Нужно корректировать каждую нотку с любовью, чтобы все звучало естественно и чисто. Поэтому я не буду рассматривать такие плагины.
А в следующей статье скажу пару слов о монтаже — нарезке и склейке фрагментов. Надеюсь, кому-то была полезна эта статья! Если у Вас есть замечания по манере изложения, по сути или просто хотите что-то сказать — пишите в комментариях! Не надо писать мне в личку — ведь Ваши вопросы могут быть интересны и другим. Я обязательно отвечу. И не забывайте подписываться на обновления (теперь можно не только через соц. сети, но и по e-mail) — в правой колонке сайта:)
13 простых упражнений для развития голоса
Хорошо поставленный голос нужен не только профессиональным вокалистам. Он необходим любому, кто хочет получать максимальный эффект от коммуникации.
Ведь голос человека может влиять на слушателей в два раза сильнее, чем сам смысл его сообщения. Кроме того, люди с приятными голосами воспринимаются окружающими как более успешные и привлекательные.
В этой статье вы найдёте упражнения, после выполнения которых начнёте звучать великолепно.
Чтобы открыть голос
Ваш голос на самом деле может быть не вашим. Причина — в зажимах или неправильном способе говорения (например, на одних связках). Представленные ниже упражнения помогут справиться с этими проблемами и раскрыть ваш истинный природный голос.
Звукорежиссёр
Сначала поймите, как вас слышат окружающие. Для этого можно имитировать студию звукозаписи. Ваша левая ладонь будет наушником — прижмите её «ракушкой» к левому уху; правая будет микрофоном — держите её у рта на расстоянии нескольких сантиметров. Начинайте пробу: считайте, произносите разные слова, играйте со звуком. Выполняйте это упражнение по 5–10 минут в течение девяти дней. За это время вы поймёте, как действительно звучит ваш голос, и сможете его улучшить.
Кью-икс
Чтобы открыть голос, нужно освободить горло и передать основную работу губам и диафрагме. Для этого произносите слоги «кью-икс». На «кью» округляйте губы, на «икс» — растягивайте их в широкой улыбке. После 30 повторений попробуйте произнести небольшую речь. Вы почувствуете, что связки меньше напрягаются, а губы лучше выполняют ваши команды.
Зевок
Самый простой способ расслабить мышцы гортани — хорошенько зевнуть. Выполняйте это простое упражнение по 5 минут в день, и вы заметите, как блоки и зажимы в голосе исчезают.
Выдох-стон
Это упражнение поможет раскрыть естественное звучание вашего голоса. Суть его сводится к тому, чтобы озвучить свой выдох.
Положение: ноги стоят на полу, челюсть приоткрыта и расслаблена. Начинайте вдыхать воздух, а на выдохе издавать любой звук. Делайте это без каких-либо усилий — если всё правильно, у вас должен получиться стон.
При верном выполнении упражнения звук идёт из солнечного сплетения. Именно оттуда и нужно говорить, чтобы голос был объёмным и выразительным.
Чтобы сделать голос приятным
Следующие упражнения сделают ваш голос более благозвучным.
Три улыбки
Это упражнение выполняется так же, как предыдущее, но с соблюдением правила трёх улыбок. Улыбнитесь ртом, лбом и представьте улыбку в районе солнечного сплетения. После этого начинайте выдыхать со звуком. Всего 5 минут в день — и ваш голос начнёт звучать более приятно и доверительно.
Упражнение йогов
Данную тренировку практикуют индийские йоги, чтобы добиться глубокого и красивого голоса.
Положение: стоя, ноги на ширине плеч. Сначала сделайте несколько спокойных вдохов и выдохов, затем — глубокий вдох и резкий выдох со звуком «ха-а». Выдох должен быть максимально полным и громким. Корпус при этом можно слегка переместить вперёд.
Протяжные слоги
Глубоко вдохните, а на выдохе произнесите протяжно «бом-м», «бим-м», «бон-н». Тяните последние звуки как можно дольше. В идеале должна возникнуть вибрация в районе верхней губы и носа.
Похожее упражнение можно делать со слогами «мо-мо», «ми-ми», «му-му», «мэ-мэ». Но в этом случае сначала произнесите их кратко, а уже потом протяжно.
Оба упражнения лучше делать каждое утро по 10 минут. Они не только сделают голос приятнее, но и помогут укрепить голосовые связки.
Длинный язык
Высуньте язык. Сначала направьте его вниз как можно дальше, пытаясь достать до подбородка. Сохраняя это положение, наклоните голову вниз. Затем потянитесь языком вверх, стараясь достать кончик носа. Голову при этом тоже поднимите как можно выше.
Чтобы сделать голос сильнее
Эти упражнения придадут вашему голосу силу и энергию. Вы начнёте звучать громче и мощнее.
Звуки «и», «э», «а», «о», «у»
Сделайте выдох, затем — глубокий вдох и на втором выдохе произнесите долгий звук «и». Делайте это свободно, до тех пор, пока хватает воздуха. Насильно воздух из лёгких не выдавливайте. Таким же образом произнесите остальные звуки: «э», «а», «о», «у». Выполните три повторения.
Последовательность этих звуков не случайна: они распределены по высоте. Соответственно, «и» — самый высокий (активизирует верхнюю область головы), «у» — самый низкий (задействует низ живота). Если вы хотите сделать голос ниже и глубже, чаще тренируйте звук «у».
Упражнение Тарзана
Выполняйте предыдущее задание, только теперь бейте себя кулаками в грудь, подобно Тарзану. Упражнение призвано наполнить голос энергией и прочистить бронхи, поэтому, если вам захочется откашляться, не останавливайте себя.
Мычание
Это упражнение активизирует работу груди и живота. Выдохните и вдохните. На следующем выдохе начинайте произносить с закрытым ртом звук «м». Выполните три подхода: сначала мычите тихо, затем — на средней громкости и в конце — очень громко.
Рычание
Расслабленный язык поднимите к нёбу и начинайте проговаривать звук «р». Должно получиться «р-р-р», как у трактора. Повторите упражнение три раза, после чего выразительно прочитайте с десяток слов, в которых есть звук «р». Обязательно сопровождайте чтение раскатистым «р».
Простое рычание не только придаст голосу силу и энергичность, но и улучшит дикцию.
Упражнение Шаляпина для настройки голоса
Великий русский певец Фёдор Шаляпин каждое утро тоже начинал с рычания. Но выполнял он его не один, а вместе со своим бульдогом. После тренировки звука «р» Фёдор Иванович начинал лаять на питомца: «ав-ав-ав».
Вы можете повторить шаляпинское упражнение или, если не получается расслабить гортань, заменить его на злодейский театральный смех. Делается это просто. С открытым ртом на выдохе злобно смеётесь: «а-а-а-а-ха-ха-ха-ха-а-а-а-а». Звук должен выходить легко и свободно. Одновременно можно попрыгать и побить себя руками в грудь. Это упражнение мгновенно прочистит голос и подготовит его к работе.
Важно помнить
При выполнении всех упражнений нужно сохранять правильную осанку. Живот должен быть расслаблен, а грудь — выдаваться вперёд. Впрочем, если вы ровно держите спину, эти области тела автоматически займут верное положение.
Как усилить свой голос? Гайд от MorozovOpera
Не секрет, что мощный яркий голос нужен не только певцам, но и бригадирам, ибо орать на подчиненных, не теряя голос к концу смены — целая наука.
Шутки в сторону, красивый уверенный голос нужен всем, если только вы не омежка.
А вот временя для занятий оным как правило нет. Чтож делать то?
Делать нечего, попробуем разобраться в теории и найти самый быстрый и эффективный способ
достижения яркого мощного голоса, без затрат на педагогов и коучей.
1. Что делает голос ярким и позволяет орать без устали?
На этот вопрос нам ответят дети. Вы вообще слышали, чтобы младенец задолбался орать?
Или капризный отпрыск, закатывающий истерику из-за желанной игрушки в магазине?
Вот и я не слышал. Таких нет.
Заниматься таким беспределом помогает детям расслабленность, отсутствие зажимов
голосового аппарата и твердая уверенность в своей правоте. У взрослых же разговорный язык и неверная речевая позиция потихоньку ломают голос, стачивая яркость, красивые обертоны и тембр. А выученное стеснение добивает сверху.
2. Как же нам расслабить и раскричать нашу «кричалку»?
Очень просто. Клин клином вышибают. Чтобы расслабить мышцы голосового аппарата, мы их вначале как следует напряжем.
— Сильно опустите гортань и кадык вниз, и держите внизу секунд 15-20, до боли и усталости.
— Максимально поднимите свод мягкого неба и мягкий язычок, контролируя у зеркала. 10-15 сек.
— Максимально опустите челюсть вниз, до боли и усталости (только не выверните). 20-25 сек.
— Позевайте. Сколько хотите.
3. Аппарат готов, на выходе вы будете ощущать примерно это:
Широко распахнутая зевалка кота — идеальный пример готовности к крику и болтовне весь день.
Теперь натренируем наш подготовленный аппарат. Как это сделать быстро??
1. Скороговорки. Ярко, медленно и четко проговаривайте любые понравившиеся скороговорки,
максимально живо артикулируя и открывая рот до упора. Чем громче — тем лучше.
2. Покричите. Но не нужно тупо орать, покричите как дети. Поймайте фокус в меру громкого звука, который не расходует усилий, но звенит в ушах окружающих.
Заставьте соседей содрогнуться 😈
Если соседей таки жалко — вот вам пара идей, как с этим справиться не раздражая всех вокруг
Правильное пение с хорошим примером — верный путь к быстрой постановке вашего голоса.
Петь можно только необходимые распевки, минут 10-15 в день. Желательно каждый день.
4. Я не умею петь!!
Ничего, это не главное. Правильно подобранные распевки и упражнения подтолкнут вас к быстрому освоению качественного звука. Просто повторяйте за мной под видео, и делайте, чтобы было похоже. Через пару недель сможете хвастаться результатами перед друзьями и коллегами. Это самый быстрый путь к красивому разговорному голосу.
А для тех, кто со мной ради пения — пожалуйте мой новый выпуск про яркий и полетный голос.
Как разбудить резонаторы сидя на диване, не иначе.
Следующий пост будет о том, как облагородить голос, придать ему бархотистости, благородности, глубины и немного секса.
Если интересно — подписывайтесь, дабы не пропустить.
Всем спасибо, с вами был MorozovOpera.
Успехов и отличных результатов!
126 постов 723 подписчика
Правила сообщества
Группа для любителей вокальной музыки во всех её проявлениях.
Опера, поп, джаз, рок и т.д., даже шансон))
2. Неуважение личности — бан
Будьте добрее друг к другу)
Застряла на этапе опускания кадыка вниз. Что делать?
У меня на работе был бригадир монтажников, работали на монтаже вертикального дополнительного ствола для сотовой связи на конструкциях башни Н-180 м. В процессе работы у монтажников на отметке 90 м пропала связь, так бригадир на понятном рабочим языке доступно объяснил им как поступить в данной ситуации. Правда народ, который шел по тротуару в этот момент за бетонным забором кинулся врассыпную.
Ответ на пост «Не поступил в ВУЗ ;-)»
А этого певца в свое время исключили из Консерватории с вокального отделения за профнепригодность. Без этой вехи в личной биографии получился бы совсем другой певец, не факт что лучше)
Так что, если перед вами закрываются какие-то двери, это лишь означает, что открылись двери получше =)
PS На видео вы слушаете Вячеслава Николаевича Осипова, солиста Музыкального Театра им. Станиславского и Немировича-Данченко.
Пой как. Что такое резонаторы в пении?
«-Ты резонаторы видишь?
— И я нет. А они есть. «
Сегодня мы рассмотрим самую абстрактную тему в вокале — резонаторы.
Их нельзя увидеть на видеоларингоскопии, их можно только почувствовать
Почему Анна Герман выбрала песню "Надежда"
Сегодня, в день рождения певицы с неповторимым голосом, Анны Герман (1936-1982), хочу предложить послушать песню «Надежда», ставшую в исполнении Анны Виктории не просто хитом, а настоящим гимном надежде для нескольких поколений.
В этой видеозаписи после окончания песни её авторы — композитор Александра Пахмутова и поэт Николай Добронравов — рассказывают о том, как и почему «Надежда» оказалась в репертуаре Анны Герман.
Фрагмент передачи «Анна Герман. Судьба и песни». Использованы съёмки польского ТВ Главная редакция музыкальных программ, 1988 г. Источник: канал на YouTube «Советское телевидение. Гостелерадиофонд России», www.youtube.com/c/gtrftv
Анна Герман: "Так хочется жить"
87 лет назад родилась женщина невероятной красоты и таланта, которой было суждено стать звездой эстрады и кумиром миллионов и одновременно пройти через тяжкие испытания, прожив, увы, недолгую жизнь. Я говорю о польской певице и композиторе, чьё сердце было наполовину русским, Анне Виктории Герман (1936-1982).
Предлагаю вашему вниманию песню на польском языке автора К. Цвинар Tak pragnę żyć («Так хочется жить») в исполнении «белого ангела польской эстрады» Анны Герман в сопровождении эстрадно-симфонического оркестра ЦТ и ВР, дирижёр — Юрий Силантьев.
Фрагмент совместной советско-германской эстрадной программы «Голоса друзей» в концертной студии «Останкино» ТО Экран, 1977 г. Источник: канал на YouTube «Советское телевидение. Гостелерадиофонд России», www.youtube.com/c/gtrftv
Как вычислить хорошего певца?
И как понять, кто поёт плохо.
Уверен, вы частенько задавались вопросом, слушая певцов разных сортов и мастей — а поют ли они хорошо, или халтурят? Право, разобраться лишний раз не под силу даже продвинутому вокалисту. А про тех, кто вокал не практикует на серьезном уровне — задача практически невозможная. Масса стилей, приемов, разный репертуар и типы голосов, диаметрально противоположные манеры исполнения и подача — как тут разберешься…
Однако, есть реальные и чёткие критерии для того, чтобы определить, кто Лев Толстой, а кто хрен простой. И оговорюсь сразу, речь пойдёт, в основном, о тех певцах, что поют без микрофона. Окей, если это простой концерт, где микрофон служит лишь для подзвучки — то ещё ладно. Но если это целые шоу, или трансляции в записи — то тут уже мои полномочия… всё. Надо упомянуть, что все трансляции по ТВ, даже те, где написано «Живой звук», не обладают ни каплей живости звука. Это очередной обман. Я, в свою бытность в Ансамбле Александрова, нормально так потрудился на ТВ, правительственных концертах, юбилеях, мероприятиях на красной площади, парадах. Мы там под фанеру пели, народ. Стыд и срам, да.
Слишком сладок запретный плод редактирования звука, применения фильтров, всяких автотюнов и прочих новомодных словечек. Зачастую отличить где реальный звук, а где компьютерное моделирование его — практически не возможно без серьезной звукорежиссерской подготовки. Или вокальной, ибо профессиональный певец сразу видит несовпадение работы рта и тела в целом с слышимым пением.
Сегодня мы рассмотрим несколько критериев того, кто реально хорошо поёт, а кому пора бы и помолчать. Итак, погнали!
Это тот критерий, который поможет отличить певца от подлеца даже в микрофонном пении. Шутка ли, петь мимо нот! С другой стороны, вы должны чётко слышать и узнавать фальшь. Для этого необходимо либо очень хорошо знать то произведение, что поют перед вами, либо иметь тонкий слух. Если углубиться в тему, то кроме высоты нот есть ещё ритм, темп, разные украшения и т.д. Настоящий профессионал, едва открыв ноты, сразу узнает, где в эти ноты певец попал, а где — нет. А есть те, кто знает огромное количество репертуара в точности и наизусть. Именно таких профи обычно приглашают на вокальные конкурсы, дабы они авторитетно сливали неопытных певцов сразу, чтобы не терять на них время.
Певец, у которого не понятны слова — это одно из худших явлений на сцене. Конечно, сейчас певцам не нужно сильно напрягаться, чтобы выдать из себя много громкого и мощного звука, если певец в микрофон пищит. И поэтому можно тихинько и отчетливо шептать, и все слова будут разборчивы максимально. Однако для тех, кто своим натуральным голосом озвучивает многотысячные аудитории, проблема осталась. И зачастую, дабы быть услышанным, певец кидает все силы на то, чтобы петь громко. А уж что там со словами — дело десятое. Если вам доводилось слышать оперное пение, особенно в живую — вы знаете о чём я. Но даже в опере певцы, что не произносят слов, считаются некачественными. Ибо музыка всегда писалась на либретто, то есть на текст, и если текста в пении нет — то нет и первоисточника замысла самого композитора.
3. Некрасивый тембр.
Почему то считается, что общее впечатление от звучания голоса, которое зовётся тембром по незнанию — есть нечто, что заложено природой. Мол ничего не попишешь, такой уж у певца голос. Однако совершенно ясно, что если уж дикторы умеют менять голос в считанные секунды до неузнаваемости, то и певцу это под силу тем более, пусть не всегда и за секунды. Именно в этом и состоит задача постановки голоса — сделать голос техничным и красивым. Если красоты в пении нет, а вокалист звучит аки защемлённая дверью мышь или ревущий медведь, то вина вовсе не в матери природе, а всецело на плечах вокалиста лежит. И слушать таких не стоит.
Кстати, подробный детальный разбор темы для тех, кто предпочитает видео, находится тут: https://youtu.be/so-2hzR2faI. Там много информации, что не влезла в пост.
«А когда на море качка, и бушует океан…» Вы когда ни будь слышали, как шатается голос у возрастных певцов? Это ведь бывает и у молодых тоже. И многие списывают это на стиль или украшения. Однако в «Козлином баритончике» нет никакой красоты, отнюдь. Случается это обычно потому, что певец пережимает звук или передавливает дыхание, что, по сути, одного поля ягоды. И это сразу говорит о некачественной постановке голоса. Это же качается и злоупотребления какими то конкретными приемами, типа тванга, субтона или крика со сцены. Говорит это скорее не о стиле, в котором поёт певец, а о его неумении петь иначе. А уж про крик я совсем молчу. В погоне за громкостью певцы теряют по дороге краски звука или вообще зажимают голос до такой степени, что слушать невозможно.
Это один из главных критериев. Причём, касается это не только артистизма и поведения на сцене в целом, но и умения передавать голосом необходимые краски. Сейчас обьясню, что я имею в виду. Как то по ТВ (когда я ещё смотрел телек) попался концерт на 9 мая, где Хворостовский пел «Журавли». Все ведь знают эту песню? Так вот, пел он её по оперному размашисто, тянул ноты по привычке, дабы показать силу и мощь своего дыхания, округлял звук. Затем я залез послушать Марка Бернеса, у которого голос дай бог на десятую часть от голоса Хворостовского потянет. И всё стало на места. Именно голосом Бернеса я чувствую и понимаю песню. А в исполнении Хвороста — нет.
На сегодня всё, друзья! Если не хватило — смотрите видео: https://youtu.be/so-2hzR2faI
Следующий пост будет про опору звука. Важнейшая тема, предмет которой разрушил множество голосов. Не пропустите!
Обнял/приподнял, ваш MorozovOpera
Пой как. LP
Сегодня разберем песню LP — Lost on You
Большинство вокалистов НЕ УМЕЕТ дышать
И да, я серьезно.
Недавно слышал от одной певицы и преподавателя консерватории по совместительству, что к ней приходят молодые девочки-певицы с опущением матки. И знаете, почему?? Да потому, что их научили «опирать» звук, давя из себя живот, кишки и всё остальное, и из-за этого они заработали серьезные проблемы со здоровьем. Дико тужиться при каждой музыкальной фразе — это вам не на прогулку сходить. Многие люди настолько хотят петь хорошо, что доводят поиск дыхания и пресловутой опоры вот да такого абсурда.
(имя певицы и название консерватории опустим, чтобы никого не подставлять)
К сожалению, данный пост не об опоре звука. И не о том, куда же всё таки вдыхать. На эту тему я уже истрепал язык, а мои идеи на этот счёт вы всегда можете найти тут: https://youtu.be/unKXLN-9_UQ Очень советую, если вы до сих пор ищите «опору» и всякое такое.
Сегодня же речь пойдёт о том, как этим самым дыханием пользоваться. Ибо правильно набрать его и куда-то «опереть» — это даже не пол дела. Это десятая часть от силы.
Оговорюсь, что набирать дыхание, конечно, я рекомендую в нижние рёбра, никакого живота. Должно происходить это спокойно, размеренно и свободно. Этот метод не я придумал, так дышал ещё тот самый Карузо. Почитать об этом можете по ссылочке, пост под номером №7. Это моя группа с книгами и бесплатными материалами по вокалу https://t.me/MorozovOperaBesplatnoe.
Правильно набрать — уже хорошо. Но все прекрасно знают, что поём мы на выдохе, а не на вдохе. И в этом мало кто из певцов отдаёт себе отчёт. Вернее отдает, но значения не придаёт. Обыкновенно, набранный воздух либо стараются всеми силами удержать в себе, расширяя мыслимые и немыслимые органы и части тела, либо же давят воздух из себя, аки гудок паровоза. Зато громко и ярко получается!
Да как бы не так…
Если задерживание и передавливание воздуха внутри тела приводит к ужасающим последствиям, вроде опущения матки, то бездумное давление звука ИЗ себя наружу не делает лучше ни вам, ни голосу.
Во первых, внутри вас мощный напор дыхания натыкается на разные преграды, вроде языка, зубов, поджатого горла, вялого зевка и т.д. Не всегда конечно, бывают певцы, у которых всё отлаженно работает, даже интуитивно. Но чаще всего какая-то из перечисленных преград всё таки сталкивается с излишним потоком дыхания и начинает создавать под его воздействием ненужные вихревые потоки воздуха внутри вашей глотки, которые, воздействуя на воздух, выходящий из вас, как бы гасят весь напор, ослабевая его и делая хаотичным. Одним словом — больше давишь, меньше толку. Хотя казалось бы.
Второе, и самое страшное — это дегенеративные изменения голосовых складок. Начиная от несмыка, заканчивая узлами. Причём, как при излишнем напоре воздуха, так и при попытке удержать воздух внутри. Любое проявление натужности и пережатости при выдохе ведёт к нарушению работы голосовых складок. Либо они излишне размыкаются при чрезмерном выдохе, и звук становится сиплый, либо излишне бьются друг об друга при недостатке воздушного напора и появляется то самое «пение на связках», при котором голосовые складки отекают, обрастают маленькими синячками и гематомками, которые бывает необходимо удалять только операбельно. Оно вам надо?
Окей, страшилки страшилками, но бывают люди и с лужёной глоткой. Им хоть оборись — всё с гуся вода. Приводить в пример их, конечно, я не буду, однако оговорюсь, что даже при крайне неправильном дыхании у вас может быть всё ± в порядке с голосом и его здоровьем. Бывает такое, да. Однако на качестве звука неправильный выдох и вдох всё равно скажутся, особенно на дистанции в десяток лет. И вот об этом сегодняшний пост. Как понять, что ты дышишь правильно и не опасаться за будущее своего голоса?
Ни больше, ни меньше!
Именно так можно озаглавить первый пункт овладения дыханием. Профессиональные певцы чётко знают, сколько им необходимо вдоха на конкретную музыкальную фразу. Если перебираешь — потом можешь не успеть сбросить излишек воздуха перед новым вдохом . Если недобрал — голос провалится под конец фразы. Отрабатывается умение расходовать дыхание пением длинных распевок, где нужно долго держать звук, в купе в распевками быстрыми и подвижными, где необходимо резко и четко набирать вдох каждый раз.
2 . Не давить низ, не пищать верх!
Ещё одна важная деталь чёткого и правильного дыхания. Если вы слишком интенсивно выдыхаете на нижних нотах — они будут сиплыми и блёклыми. Низы поются аккуратно, на очень деликатном напоре воздуха. С верхами же всё наоборот. Чем выше нота, тем больше дыхания она требует. Именно поэтому перед кульминационными частями песни необходимо набрать реально много дыхания и потратить его полностью, в то время как на середине диапазона выдох необходим спокойный и ровный. В общем, чётко знать и понимать, где на какой ноте сколько нужно воздуха — это целая наука. А главный критерий овладения данной наукой- ровный и звучный голос без толчков и сипа.
Кстати, о толчках звука в пении. Ровность звуковедения — вот ещё один критерий чёткого отработанного дыхания. Если вы не можете в полголоса спеть гамму вверх-вниз и держать громкость и полётность каждой ноты одинаковой на всём диапазоне вашего голоса — дышать вы не умеете. Профессиональный певец должен уметь поддерживать абсолютно одинаковую силу звука на всём диапазоне. Причём как громко уметь петь, так и предельно тихо. Это — настоящее искусство.
Для огромного количества певцов пение a mezza voce (в пол голоса) или, чего доброго, на piano (тихо) — есть задача непосильная. Особенно, на высоких нотах, где необходимо совместить интенсивность выдоха с деликатностью звука. Большинство певцов старается полностью убрать напор воздуха при пении тихо, что приводит к блёклому звуку, отсутствию резонанса и полётности голоса. На большой сцене и без микрофона такой голос проваливается в шёпот и понять, что поёт певец становится невозможно. Хитрость профессионального тихого звука в том, чтобы петь интенсивно и громко настолько, чтобы вас таки слышали. Однако звука при этом должен быть необходимый минимум. Достигается это поддерживанием резонанса голоса, который, пусть и на минимальных оборотах, но таки даёт вашему звуку долетать до зрителя таким же звонким и ярким. о тихим. Добивается это активным выдохом, и только.
Подавляющее количество исполнителей «подьезжает» в звук. Как это? Это когда при исполнении первой ноты в фразе у вас попадаются лишние звуки. Или же голос не доезжает до цели, начиная первую ноту вяло и раскачиваясь только к середине фразы. Умение чётко и точно попасть в ноту — это не только о хорошем слухе говорит. Это относится и к дыханию, которого должно быть ровно столько, сколько нужно.
Есть, правда, ещё один секрет верной атаки звука. Это свободное широкое дыхание перед нотой и задержка самого дыхания. Называется по научному — задержка, или «apnea» и необходима для того, чтобы голосовой аппарат успел «сгруппироваться» перед нотой и чтобы связки могли чётко сомкнуться на атаке начального звука, не допуская попадания излишков дыхания на связки до ноты, а также находясь в тонусе для резкого начала работы после. Основной смысл — это блокирование дыхания «под давлением» за пределами вашей глотки, ровно перед сомкнутыми голосовыми складками. И, когда эти складки начинают работу, пытаясь взять первую ноту, поток дыхания резко и полно наполняет рабочую зону, позволяя взять полнозвучную ноту сразу, без раскачки. Данное умение требует времени и концентрации, которые также необходимо отрабатывать на распевках, пытаясь чётко поймать момент смыка и активную подачу выдоха на голосовые складки.
Об этом я также поведал в моём новом видео, где рассмотрел, помимо дыхания, ещё несколько фундаментальных приёмов для вокалиста, которые важны, как воздух, и о которых вечно забывают.
Послушать об этих техниках и приёмах — тут:
А, ещё забыл сказать о качке голоса. Это именно из-за дыхания происходит и, если происходит, то это уже терминальная стадия разрушения голоса. Туши свет короче.